Коллекция предметов, связанных с культурой Грузии, в Музее Востока весьма разнообразна. Она представлена произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства (такими, например, как металлические кувшины, кинжалы, предметы быта и одежды). Пять самых интересных экспонатов — в нашем материале.
«Кутеж» грузинского примитивиста-самоучки Нико Пиросмани — центральный экспонат постоянной экспозиции изобразительного искусства Кавказа, Средней Азии и Казахстана и, пожалуй, одна из главных работ художника. Вообще, Пиросмани создал много произведений, посвященных застолью, пир — очень важный элемент грузинской культуры. У Пиросмани он обретает совершенно символический смысл, становится чем-то вроде священнодействия — неслучайно картина напоминает в какой-то мере «Тайную вечерю». Художник создавал идеальный мир, в котором все люди — братья. Вместе с пирующими он изобразил объемный бурдюк с вином, стол, покрытый белой скатертью с голубым отсветом, и шоти — традиционный грузинский хлеб в форме лодки.
«Кутеж», как и многие работы Пиросмани, написан на обычной кухонной клеенке. На холсты у бедного художника не было денег, а клеенка очень плотная, на нее хорошо ложилась краска. В основном он использовал черную клеенку, и благодаря фону работы обретали глубокий сакральный смысл.
Пиросмани жилось очень тяжело: до 20 лет он был в услужении в богатой семье, потом работал на железной дороге, затем открыл молочную лавку. Заработок приносило и изготовление вывесок для разнообразных торговых заведений. Однако главным для него было творчество: он писал портреты людей, животных (наделяя некоторых волшебными чертами), любимые грузинами застолья.
Большую часть жизни талантливый художник пребывал в безвестности, и только в 1912 году, за шесть лет до смерти, на его творчество обратили внимание поэт Илья Зданевич и его брат, художник Кирилл Зданевич. Они купили многие картины Пиросмани, сравнивали их с работами известного французского примитивиста Анри Руссо. Илья Зданевич написал статью «Художник-самородок», затем картины показали на выставке футуристов в Москве. Мировая известность к Пиросмани пришла только после его смерти.
Серебряный кувшин каркара — частый участник традиционного грузинского застолья. Он очень красив: изогнутую форму ему придают несколько перевитых между собой трубочек. Вино, проходя сквозь эти трубочки и объединяющий их раструб, при разливании по бокалам «поет» (звук напоминает воркование голубя).
Сосуд украшен тонко выполненными узорами и сказочными сюжетами, где изображены сцены терзаний хищными зверями травоядных, волшебные цари, музыканты и так далее. В каждом медальоне — свой сюжет.
Каркары бывают разных размеров, от миниатюрных до довольно крупных. Существует предположение, что причудливой формой сосуд обязан тыкве, срезанный стебель которой при высыхании скручивается. Но существует и легенда: царь Ираклий, правивший Византией в VII веке, во время пира узнал о нападении персов, в порыве гнева скрутил горло кувшина и дал клятву побороть врагов. Вернувшись с победой, он постановил сохранить эту форму сосуда.
В коллекции Музея Востока есть еще один очень интересный старинный кувшин — марани, состоящий из множества сообщающихся сосудов. Этот кувшин передавался во время застолья из рук в руки — каждый участник произносил тост и отпивал из него.
Форма этого деревянного сосуда, оправленного в серебряные накладки, весьма необычна: он напоминает скорее небольшой барабан. Интересно, что во время использования он издает звуки, похожие на барабанные. Считалось, кстати, что этот стук настраивал воинов перед сражением на боевой лад.
Сосуды делились на два типа — для общего пользования (они стояли на столах во время пиршеств) и индивидуальные. Кула как раз относится к последним — это походный предмет вроде фляги. Такой сосуд можно было затыкать пробкой, которая прикреплялась на тонкой цепочке, и носить с собой.
Коллекция, связанная с винными сосудами, в Музее Востока довольно обширна. В грузинской культуре насчитывается более 30 форм винных сосудов, они сделаны из серебра, мельхиора (сплав меди с никелем), дерева, керамики. Множество легенд, обрядов и традиций связано с глубоким уважением грузин к виноградной лозе, которая часто изображается на этих сосудах.
На фляге для вина мы видим сюжеты ювелирного декора, выполненные с тонкой проработкой деталей. Изображение в медальонах не повторяется: на одной стороне — пляшущий сатир (его сопровождают танцующие и играющие на музыкальных инструментах сказочные существа), на другой — его голова, отчеканенная крупным планом. Считается, что сатиры — жизнерадостные козлоногие демоны плодородия — объединяют мир природы и людей.
В медальонах среди листьев и цветов расположены фигурки воинов, каждый из которых имеет отличительные признаки в вооружении и доспехах. Все детали очень тонко проработаны. В верхней части тулова сидящий на троне правитель в богатом одеянии, в окружении воинов и слуг, в нижнем медальоне мастер прочеканил фигурку скачущего единорога.
Ручки у фляги кованые, они выполнены в виде змеиных голов, а ножки — в виде голов фантастических животных. Горло фляги — голова совы, которая считается символом мудрости у многих народов (так же как виноградная лоза — символом мирового древа, из которого был создан мир).
Сюжеты и персонажи, изображенные на подобных предметах, по большей части восходят к древним античным культам, в которых связь природы и человека играет большую смысловую роль. Грузия одной из первых среди стран Кавказа приняла христианство — в IV веке, однако даже в ХХ веке грузины обращались к античной тематике. Это связано с очень насыщенной историей этой земли — раньше на территории Грузии располагались греческие колонии, следы которых до сих пор находят археологи. Также страна какое-то время была в вассальной зависимости от Римской империи. Отголоски античной культуры грузинские ювелиры и создатели сосудов используют до сих пор.
Посуда, выполненная из металла, особенно из серебра, украшенная изысканным декором, ценилась очень высоко. Такие вещи могли себе позволить только очень состоятельные семьи, это было демонстрацией достатка. А вот глина — более демократичный материал, ее использовал простой народ. Гончары передавали свое мастерство из поколения в поколение. Кстати, в Грузии считается, что вино и вода приобретают особый аромат и вкус именно в глиняном сосуде.
Классические народные кувшины очень простые по форме. А вот в ХХ веке богатые многовековые традиции переняли современные мастера и стали создавать что-то свое, прекрасные декоративные образцы. В эти глиняные сосуды, сделанные в виде мужчины и женщины в национальных костюмах, можно наливать вино, но все же в первую очередь они служат украшением. В ХХ веке такие сосуды получили широкое распространение.
Мастер-керамист создал изумительный народный образ с помощью мягких округлых форм, пластичных линий и нежных переливов разноцветной сверкающей глазури. Причем костюмы переданы приближенно к реальности. Женский национальный костюм отличается яркостью, грациозностью, множеством деталей — грузинские платья длинные, украшенные золотой тесьмой, бисером, жемчугом, вышивкой. Обязательный атрибут (здесь он как раз виден) — пояс с длинными концами, подчеркивающий талию. Его делали из бархата или шелка.
Если говорить о мужском костюме, то это чоха — верхняя одежда наподобие черкески. На кожаном поясе изображен обязательный атрибут — кинжал из булатной стали, который мужчина всегда носил с собой.
Сосуды закрываются крышечками в виде национальных шапочек, которые вяжут из мягкой яркой пряжи.
В коллекции Музея Востока много предметов декоративно-прикладного искусства Грузии — это и элементы грузинского костюма, предметы быта, войлоки, холодное оружие. Например, грузинские кинжалы — довольно крупные, с широким клинком, массивные, брутальные. Интересно, что изготавливали их не только грузинские оружейники, но и пришлые дагестанские мастера, сочетая элементы культуры той и другой стран.