В Московском академическом театре имени Владимира Маяковского новый сезон открывается премьерой спектакля по роману Ивана Гончарова. «Обыкновенная история» — дипломная постановка выпускников мастерской худрука театра Миндаугаса Карбаускиса в Российском институте театрального искусства — ГИТИС, которую решили включить в репертуар. Режиссер Никита Кобелев перенес действие из XIX века в наши дни и изменил состав действующих лиц, практически не тронув оригинальный текст Гончарова. О том, как появилась «Обыкновенная история» и почему главного героя играют сразу несколько актеров, — в нашем материале.
Главному герою Александру Адуеву, всю жизнь прожившему в деревне Грачи, 20 лет. Он добр, умен, образован, увлечен литературой и очень хочет жить в Петербурге. Его мать Анна Павловна просит родственника — успешного петербургского дельца Петра Ивановича — принять Сашеньку и присмотреть за ним.
Адуев-младший попадает в современную, со вкусом обставленную квартиру дяди: все просто, лаконично, ничего лишнего. На фоне этой единственной декорации и происходит все действие. Квартира отражает характер своего владельца: Петр Иванович, не признающий сантиментов, посмеивается над возвышенными идеалами своего племянника — тот горячо верит в дружбу, любовь и творчество.
В Петербурге Саша постепенно разочаровывается во всем, во что верил: его возлюбленная Наденька предпочитает ему другого, друг детства Поспелов, тоже оказавшийся в городе, никак не может выкроить время на встречу, а известный журнал отказывается печатать его повесть.
На разных этапах становления героя — от наивного романтичного юноши до циничного делового мужчины — его играют пять разных исполнителей: Иван Ковалюнас, Иван Сапфиров, Станислав Кардашев, Максим Наумов, Семен Алешин.
На втором курсе ГИТИСа у актеров был семестр, во время которого особенное внимание уделялось творчеству Ивана Гончарова. Миндаугас Карбаускис предложил Никите Кобелеву, одному из преподавателей, обратиться к «Обыкновенной истории». Вместе со студентами режиссер поставил несколько отрывков, дав каждому попробовать себя в роли Адуева. Спустя два года к этим эскизам решили вернуться, чтобы подготовить дипломный спектакль. Тогда Кобелев понял, что героя должны играть несколько человек.
«Я наблюдал за ними во время учебы и примерно представлял, какие у них психотипы, — объясняет режиссер. — Поэтому не составляло большого труда определить, кому какой достанется отрезок жизни главного героя. Правда, в процессе я переставил нескольких людей. Но в целом большинство на тех местах, какие я выбрал для них изначально».
Семен Алешин играет Адуева в период полного разочарования. Его герой имеет небрежный внешний вид, тоску он пытается заглушить игрой в баскетбол. Актер уверен: через эту черную полосу проходил каждый. «Этот внутренний надрыв мы искали вместе с Никитой, говорили о сокровенном. Работа над ролью помогла мне открыть в себе вещи, о которых я не подозревал. Выйти со всем этим к зрителю для меня подобно исповеди», — поделился Семен Алешин.
Его коллеге Ивану Ковалюнасу выпала еще более сложная задача: сыграть Адуева два раза — в начале и в конце спектакля. Между простым парнем, который мечтает стать своим в большом городе, и циничным юношей в дорогом костюме, с приглаженными гелем волосами, который в голос смеется над рассуждениями о любви, нет ничего общего.
«Первый образ — это идеальное попадание в меня, — говорит актер. — Я вспоминаю, каким был, только приехав в Москву четыре года назад. Чувствовал я то же, что и Адуев. А вот таким, каким он стал в конце, я, надеюсь, никогда не буду».
Кириллу Кускову, сыгравшему Петра Ивановича, тоже пришлось нелегко — сначала он совсем не понимал своего персонажа. Но со временем у дядюшки нашлись симпатичные черты: отменное чувство юмора и способность тонко чувствовать людей. «Когда мы только начинали ставить спектакль, мне не нравились принципы, по которым живет Петр Иванович, не нравилось его отношение к племяннику, насмешки. Но со временем мое отношение к нему поменялось», — рассказывает актер.
Несмотря на все остроты, которые отпускает Петр Иванович, он был таким же романтиком, как и племянник. Когда-то давным-давно он влез по колено в озеро, чтобы сорвать желтый цветок для дальней родственницы Марии Горбатовой, в которую был влюблен.
В спектакле старую деву Горбатову, до сих пор хранившую уже изрядно высохший подарок, играет Юлия Марычева. Она же играет и Наденьку Любецкую, разбившую сердце Адуева-младшего. Актриса признается: странновато-смешную Горбатову, которая все еще питает нежные чувства к Петру, играть интереснее. Каждую игривую реплику этой героини зрители встречают аплодисментами. «Очень приятно, когда на сцене есть возможность пошалить», — признается актриса.
Мать Александра, Анну Адуеву, играет Алина Вакаева, богатую вдову Юлию Тафаеву — Арина Жаркова, одетую по последней моде белокурую красавицу Елизавету, жену Петра Ивановича, — Ася Фоменко. А вот для камердинера Евсея, который в романе Гончарова отправился с Александром в Санкт-Петербург, места на сцене не нашлось — сегодня молодые люди путешествуют без прислуги.
Иван Гончаров создал «Обыкновенную историю» в 1846 году. Впервые роман появился в журнале «Современник», и только в 1848-м его выпустили отдельным изданием. Встречена «Обыкновенная история» была очень тепло.
Роман стал частью трилогии вместе с «Обломовым» и «Обрывом». Объединяет их общий конфликт — между консервативными устоями и новыми веяниями в России. Александр и Петр Адуевы олицетворяют две страны — патриархальную и европеизированную.
«Обыкновенная история» часто ставится на современной российской сцене. Одну из самых известных постановок ХХ века по этому произведению создала Галина Волчек в «Современнике». Александра Адуева сыграл Олег Табаков, его дядю — Михаил Козаков. Все трое получили за эту работу Государственную премию СССР.