Перья для туземцев и кринолин для Карлицы. Как работают цеха Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

27 сентября
Культура

Любой спектакль — результат долгой, напряженной и кропотливой подготовки. Работа артистов и режиссеров, конечно, всегда видна с первого взгляда, но гармоничным и цельным произведением искусства постановку делает и труд, остающийся за сценой. Декорации и костюмы, технические решения и организационные процессы — не менее важные, но не всегда очевидные составляющие успеха спектакля.

Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (МАМТ) уникален: на семи этажах здания на Большой Дмитровке работают сотни сотрудников мастерских — живописно-декорационного, пошивочного, обувного, бутафорского, слесарного, столярного и других цехов. Подробнее об их работе — в материале mos.ru.

Головные уборы и роспись тканей

Без головных уборов для артистов не обходится практически ни один спектакль (а их в репертуаре более 40). И почти любое изделие специалисты могут создать прямо здесь, в мастерской.

Изготовление головного убора — работа индивидуальная. Когда артист приходит в труппу, с его головы сразу снимают мерки, чтобы изделие село идеально. Конечно, периодически данные необходимо обновлять — например, если актер меняет прическу. А в случае с оперными артистами приходится прибегать к хитростям — под светом софитов и от напряжения во время исполнения партий обхват головы может стать существенно больше, иногда даже на несколько размеров. Чтобы артистам было комфортно на протяжении всего спектакля, мастера вшивают в головные уборы специальные резинки.

Еще одна важная задача — максимально облегчить вес изделий, чтобы актеры могли свободно двигаться, танцевать, исполнять сложные пируэты и прыжки. Иногда случается, что идею того или иного головного убора воплотить технически невозможно, и мастерам приходится идти на компромиссы — чтобы костюмы устраивали и художника-постановщика по внешнему виду, и исполнителей по удобству и функциональности. Например, для круглых красных головных уборов туземцев (рабочее название — «помидоры») в спектакле «Робинзон Крузо» художник по костюмам Владимир Арефьев предложил использовать в качестве каркаса деревянные палки. Но так они получились бы слишком тяжелыми, и мастера придумали создать более легкие конструкции из монтажной пены и обмотать их красными нитками.

Сцена из спектакля «Робинзон Крузо. Пресс-служба Департамента культуры города  Москвы

А опера «Не только любовь» стала самой легкой для специалистов, хотя для нее изготовили около 100 разных головных уборов. Действие происходит в послевоенном колхозе, так что косынки шили вручную, но многие даже не обрабатывали по краям — для создания более аутентичного образа.

Сцена из оперы «Не только любовь». Пресс-служба Департамента культуры города  Москвы

В цехе росписи тканей проделывают огромную и очень разнообразную работу — здесь и «поддувают» балетные костюмы (затемняют по бокам, чтобы артисты на сцене выглядели еще более стройными и хрупкими), и дорабатывают детали, и непосредственно расписывают ткани. Для «Робинзона Крузо» цех работал почти круглосуточно — для 40 костюмов туземцев нужно было вручную продуть и расписать несколько тысяч перьев, а бусы из ракушек собирали (тоже вручную) практически всем коллективом. Мастера шутили, что ракушки тогда, кажется, закончились во всей Москве, и все равно их было мало.

Сцена из спектакля «Робинзон Крузо. Пресс-служба Департамента культуры города  Москвы

Художник по костюмам оперы «Отелло» Дмитрий Андреев очень трепетно отнесся к воссозданию исторической действительности. На каждое женское платье из шелкового бархата уходило около 10 метров ткани, и одеть в них нужно было весь хор — почти 50 человек. А артист, исполняющий партию Карлицы в опере «Сказки Гофмана», передвигается по сцене на коленях в короткой юбке-кринолине из лоскутков разных тканей, расписанных и сшитых друг с другом вручную. На ее изготовление у мастера цеха ушло несколько недель непрерывной работы.

Помощник режиссера: незаметный дирижер

Помощник режиссера — редкая профессия даже для театральной сферы, во многих театрах просто нет такого человека, который отвечал бы сразу за все службы, занятые в проведении спектакля. Но в МАМТ это незаменимый специалист, без которого не состоялось бы ни одной постановки. По сути, это капитан корабля — он отвечает за то, чтобы вовремя сменились картины, включился и погас свет, а на сцене появился реквизит. И если во время спектакля оркестром из ямы управляет дирижер, то из-за кулис всем, что происходит на сцене, дирижирует помощник режиссера.

У такого специалиста обязательно должно быть музыкальное образование, ведь он ведет спектакль по клавиру — нотному материалу балета или оперы, который наполнен заметками о том, что должно происходить на сцене в каждую секунду. На одной странице клавира может быть до шести таких заметок. Помреж почти наизусть знает весь репертуар театра и находится рядом с режиссером на протяжении всего процесса создания новых спектаклей. Более того, он его полноценный участник — вместе с технологами на этапе постановки он ищет способы, как быстро, «чисто» и удобно для сотрудников всех служб театра сменить на сцене декорации. Некоторые моменты помощникам режиссера приходится замерять буквально по секундомеру, чтобы спектакль прошел идеально.

Пульт помрежа в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко находится в левой кулисе, в кармане сцены. С помощью пульта можно открывать и закрывать занавес, а также поддерживать связь со всеми службами, задействованными в спектакле: осветителями, машинистами, механиками и многими другими.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Невидимая работа машиниста сцены

За волшебство, творящееся на сцене театра, отвечают другие незаметные для зрительских глаз специалисты — машинисты сцены. Именно они собирают и разбирают гигантские декорации и сменяют их во время спектаклей.

В машинно-декорационном цехе МАМТ трудятся более 60 человек, 40 из них — машинисты сцены, которые буквально физически обеспечивают проведение всех постановок. В числе их задач — монтаж и демонтаж декораций, их погрузка и разгрузка, также они отвечают за хранение. А декораций очень много — часть располагается прямо в театре, в огромном помещении под землей на глубине 30 метров, часть хранится в 50 контейнерах за пределами театра.

Цех работает почти круглосуточно, и подготовка к каждому новому спектаклю начинается задолго до премьеры. За несколько недель до первого показа проводят «бау-пробы», на которых машинисты репетируют смену декораций, чтобы на премьере все работало без заминок. Есть так называемые разводные спектакли, они считаются для машинистов сцены достаточно простыми — декорации можно собрать за несколько часов утром в день показа. В основном они состоят из подвесных конструкций, которые довольно быстро устанавливаются на сцене. Среди разводных спектаклей — оперы «Мадам Баттерфляй» и «Любовный напиток», балеты «Жизель» и «Каменный цветок».

Сцена из балета «Каменный цветок». Пресс-служба Департамента культуры города  Москвы

«Норма» — один из самых сложных спектаклей с точки зрения монтажа. В начале перед зрителями предстает лес из огромных деревьев высотой около 10 метров, каждое состоит из трех отдельных частей. На монтаж «Нормы» уходят сутки непрерывной работы. А для оперы «Риголетто» машинисты буквально строят на сцене двухэтажный дом. Этажи собирают отдельно, а после их соединяют, поднимая на штанкетах второй этаж и опуская на плунжерных площадках первый. Другой пример сложного монтажа — балет «Дон Кихот»: огромные крылья, сложные жесткие кулисы на каркасах, башни, беседки, телеги — лишь малая часть того, что машинисты должны собрать на сцене за двое суток.

Особого участия сотрудников машинно-декорационного цеха требует опера «Евгений Онегин». Напольное покрытие для нее выполнено из натурального дерева, и перед каждым показом паркет собирают из множества блоков. Еще на сцене находятся четыре 10-метровые колонны, которые должны вращаться, и подвесной мост длиной около 30 метров — на нем Татьяна взмывает вверх, когда пишет письмо Онегину. Из зрительного зала это выглядит легко и воздушно, а за кулисами машинисты держат мост специальными железными прутами, чтобы конструкция не шаталась, и артисты были в безопасности. А для одной из сцен спектакля «Зимний вечер в Шамони», где двое артистов едут навстречу друг другу в кабинках по канатной дороге над сценой, требуется одновременная работа восьми машинистов — они регулируют положение кабинок, поднимают и опускают их.

Сцена из спектакля «Зимний вечер в Шамони». Пресс-служба Департамента культуры  города Москвы

«Чистая» перемена декораций — особый труд для машинистов сцены: картина в этом случае меняется прямо во время спектакля, с открытым занавесом. Тогда сотрудников машинно-декорационного цеха наряжают в костюмы, чтобы они не отличались от артистов на сцене и продолжали выполнять свою работу. Такая смена декораций есть, например, в балете «Снегурочка» — в первом акте наряженные в шубы машинисты выносят на сцену небольшой забор и лавку.

«Русалка». Какой будет главная премьера 105-го сезона в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies