Успевать ходить на все выставки по мере их открытия вряд ли получится. Но можно стремиться увидеть самые интересные, пока они не закрылись. В материале mos.ru — шесть экспозиций, которые завершат работу в ближайшее время.
Даты: до 10 февраля
Место: Московский музей современного искусства (Ермолаевский переулок, дом 17)
Наглядное пособие по новейшей истории Франции, точнее по событиям 1968–1970 годов, когда массовые забастовки недовольных политикой Шарля де Голля студентов привели к политическому кризису в стране, роспуску парламента и досрочным выборам. В экспозиции, собранной художницей и исследовательницей модернизма и авангарда Натальей Смолянской, представлены оригинальные афиши, отпечатанные в роковом 1968-м в подпольной типографии Аtelier Populaire, газеты и журналы того времени, посвященные ему документальные и художественные фильмы. Здесь можно не только изучить исторические события, но и поиграть. Например, в классовую борьбу: один из экспонатов выставки — известная игра художника Хулио Ле Парка «Выбери своего врага», в которой предлагается стрелять по мишеням в виде представителей разных социальных классов.
Даты: до 10 февраля
Место: музей-заповедник «Коломенское» (проспект Андропова, дом 39)
Раньше их можно было встретить во многих квартирах — фарфоровые статуэтки, изображающие известных актеров советского театра, персонажей нашумевших спектаклей или даже целые сцены из них. Погрузиться в приятную ностальгию получится в Большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича — здесь до 10 февраля можно увидеть шедевры, изготовленные на Дмитровском и Ленинградском фарфоровых заводах, из собраний Государственной Третьяковской галереи, музея-усадьбы «Кусково» и галереи «Сов-Арт». Центральные экспонаты — статуэтки, созданные легендарным художником Серафимом Судьбининым в 1920-х, и работы молодых ленинградских художников 1950–1960-х годов.
Даты: до 10 февраля
Место: Новый Манеж (Георгиевский переулок, дом 3/3)
Продолжить театральную тему можно в Новом Манеже — здесь проходит выставка предметов из фондов Музея Большого театра, основанного в 1918 году. В экспозицию вошли использовавшийся в самых известных постановках реквизит, декорации, грим и костюмы (самый старый был создан в XVIII веке), а также художественные работы хореографа Александра Горского, который был балетмейстером Большого с 1902 по 1924 год. Среди главных экспонатов — веер прославленной Анны Павловой и письма артистов театра, написанные в годы Великой Отечественной войны.
Даты: до 17 февраля
Место: галерея «Выхино» (Ташкентская улица, дом 9)
Заочный народный университет искусств, или ЗНУИ, выросший из появившихся в середине 1930-х заочных курсов для желающих учиться рисовать, за время своего существования выпустил множество мастеров наивной живописи СССР и России. Здесь учились Иван Селиванов, Эльфрида Мильтс, Юрий Аксенов, Анаит Кикинян (кстати, ее персональная выставка недавно прошла в Музее русского лубка и наивного искусства) и другие художники. В галере «Выхино» можно увидеть работы не только известных выпускников разных лет, но и преподавателей авангардного направления Николая Ротанова и Инны Шмелевой.
Даты: до 17 февраля
Место: Государственная Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, дом 12)
Архип Куинджи, великий экспериментатор, заставлявший современников гадать, как ему удалось настолько точно, просто и живо передать естественный свет на своих пейзажах, перестал выставляться в 40 лет. После сенсационной выставки одной картины, устроенной Куинджи вскоре после окончания работы «Ночь на Днепре» (1880), ему уже было не так интересно удивлять публику — он сконцентрировался на изучении химических свойств красок и работе.
Его полотна и сегодня вызывают оторопь — убедиться в этом можно до 17 февраля в Третьяковке, где проходит первая большая московская ретроспектива работ художника с 1992 года. 180 картин, в том числе «Ночь на Днепре», скоро разъедутся по своим постоянным адресам.
Даты: до 17 февраля
Место: «Мультимедиа-арт-музей» (улица Остоженка, дом 17)
Чуть больше, чем на две недели, в «Мультимедиа-арт-музее» поселилась выставка ранних работ Стэнли Грина — американского фотодокументалиста, известного репортажами из горячих точек. В юности Грин был активистом леворадикальной партии «Черные пантеры», защищающей права афроамериканцев, жил в Сан-Франциско, собирался стать художником и дружил с панками. Первую известность ему принесли снимки, сделанные на концертах друзей-музыкантов. В разное время в его объектив попадали Dead Kennedys, The Ramones, The Mutants. В середине 1980-х он уехал в Париж, где пробовал себя в глянцевом фото и много снимал для модных журналов, впрочем, не считая это настоящей работой.
Панк и глянец. Главные экспонаты выставки Стэнли Грина в «Мультимедиа-арт-музее»