В Москве прошла первая в своем роде выставка «Импортозамещение в реставрационных материалах и технологиях». Она объединила лучших реставраторов и девелоперов из Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, Иркутска, Астаны, Бреста и других городов России и ближнего зарубежья. В просторных залах центра современного искусства «Винзавод» свои умения и навыки продемонстрировали более 300 участников.
«В одном пространстве собрались и производители материалов, и люди, которые с этими материалами работают, и инвесторы, которые, используя эти материалы, вкладывают свои деньги в культурное наследие. У нас более 16 участников с по-настоящему российскими материалами и технологиями. Сегодня на тему импортозамещения мы смотрим шире, чем раньше. За последние 11 лет Москва сделала очень многое для того, чтобы наш любимый город стал лидером в реставрационной отрасли. Нам очень важно это и сохранить, и приумножить», — отметил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Выставка развернулась на площади почти 2,5 тысячи квадратных метров. Экспозицию разделили на несколько блоков: участники могли посетить лектории, мастер-классы, поставщиков материалов, девелоперов и даже тематическую зону — библиотеку реставратора. Отдельное место отвели для проведения соревнования молодых реставраторов, в котором приняли участие 35 студентов профильных колледжей из пяти городов России.
Лучших выявляли в пяти номинациях. В каждой категории для конкурсантов подготовили элементы, с которыми они будут работать. Это произведения из дерева, станковая масляная живопись, лепной декор, кирпичная кладка и даже фрагмент металлической кровли. Экспонаты создали специально для конкурса, чтобы студенты могли отточить свое мастерство. Так, одни участники восстанавливали части кирпичной стены, другие приводили в порядок деревянные матрешки.
Пока у молодых реставраторов шла кропотливая работа, опытные мастера приглашали на свои мастер-классы. Гости могли попробовать расчистить старинную дверь и снять застарелые слои краски со скульптуры, своими руками собрать фрагмент для витража и даже повторить живописный фриз известного художника.
Сама выставка походила на ларец с сокровищами — пройти мимо больших колоритных стендов реставраторов было практически невозможно. Каждый из них представлял уникальный реставрационный экспонат. Так, возле стенда столичной компании «Экобау» разместилась старинная потолочная розетка из папье-маше. Ее привезли из усадьбы на Пречистенке, которую сейчас реставрируют.
В своей работе эксперты компании используют старинные отечественные технологии. Большая часть работ по восстановлению утраченных элементов ведется вручную. Например, потолочную розетку из папье-маше привести в порядок невозможно: за долгие годы бумага высохла и потеряла форму. Специалисты снимают с декора слепок и на его основе делают новую, идентичную оригиналу деталь, но уже из гипса. Вручную в усадьбе на Пречистенке восстанавливали и печи. Реставраторы очищали, грунтовали и покрывали специальной смесью каждый почти из 1,2 тысячи керамических изразцов.
В этом году компания впервые использовала в своей работе 3D-моделирование. Эксперты сделали макет фигуры змея Зиланта, украшавшего шпиль на главной башне Казанского вокзала. Сейчас медный флюгер демонтировали для реставрации, которую проведут эксперты «Экобау». Макет проекта представили на выставке — яркая фигурка в точности повторяет оригинал. Отличает ее только безупречный вид (таким вскоре вновь станет и подлинный флюгер), а также размер — макет в 50 раз меньше оригинальной фигуры.
«Участие в выставке — уникальная возможность рассказать о себе, представить свои работы и пообщаться с коллегами. Кроме того, о нас узнали и гости, многие приняли участие в нашем мастер-классе по расчистке потолочной розетки из папье-маше», — подчеркивает глава компании.
Все о чудесах архитектурного перевоплощения знает и Константин Лихолат, директор санкт-петербургской компании «Паллада», занимающейся производством и реставрацией предметов из керамики. Это изразцовые печи и иконостасы, черепица и уникальная метлахская плитка.
Отличает метлахскую плитку и хорошая износостойкость. Благодаря этому, считает Константин Лихолат, она и сохранилась во многих исторических зданиях. Сегодня такое покрытие встречается в парадных старинных жилых домов в центре столицы, например на Басманной улице.
«Я нередко призываю жильцов таких домов обращать внимание на подобные покрытия, чтобы они об этой плитке читали и сохраняли ее как уникальное отражение культурного наследия. Если какие-то утраты уже произошли, мы всегда готовы прийти на помощь. Как отечественным производителям и реставраторам нам нужно представлять и популяризировать наше дело, чтобы донести до молодого поколения, как важно сохранять и ценить культурное наследие», — добавляет эксперт.
Материал компания производит самостоятельно, а сырье поставляют с Урала, из Белгородской области и даже Сибири.
Все участники выставки используют в своей работе преимущественно российские материалы, а укоренившиеся отечественные технологии позволяют им реализовывать проекты любой сложности. В этом и кроется главный секрет мастеров страны, считает Виктория Титова, представитель компании «Рунит» из Санкт-Петербурга. Организация занимается проектированием, реставрацией и производством смесей для объектов культурного наследия.
Компании под силу любая задача — восстановить фасад, заделать швы, привести в порядок цоколь. Свои смеси «Рунит» поставляет в разные регионы России, в том числе в Москву. Гордится компания и закупаемыми отечественными материалами для их создания.
О важности импортозамещения говорит и мастер-реставратор столичной компании «Пирит-99» Анатолий Сафонов. На выставке он не только представлял организацию, но и проводил для гостей мастер-класс по обработке оселкового мрамора.
Кропотливая работа идет и во время реставрации. Мелких трещин эксперты не боятся: для оселкового мрамора это нормально, а вот крупные повреждения заделывают. Сырье компания также использует отечественное. Сегодня эксперты восстанавливают павильон № 51 «Мясная промышленность» на ВДНХ. Оселковый мрамор там применяют в реставрации стен и колонн. Работу ведут кропотливо и основную ее часть делают вручную.
Восстановлением павильонов ВДНХ занимается и столичная компания «Витражист». Узнать предприятие на выставке можно было по большому расписному витражу, созданному в рамках реставрации павильона № 5 «Физика» (бывший Латвийской ССР).
Следующий этап — сборка. Части стекла собирают, как пазлы, в одно целое, а на швы кладут латунную или свинцовую ленту. Получается оригинальный витиеватый рисунок.
За 15 лет специалисты компании воссоздали сотни изделий из стекла. В их числе, например, витражи павильона № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР»). В работе реставраторы используют брянские стекла.
Путь к возрождению: как реставрируют и сохраняют культурное наследие на ВДНХСимволизм и аллегория: какие образы советских тружеников можно найти на павильонах ВДНХ
За последние 12 лет в столице отреставрировано 1898 объектов культурного наследия, в том числе 144 объекта — с начала 2022 года. В результате доля московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилась с 39 процентов в 2010 году до 4,4 процента в 2022-м.