Фестиваль «Цветочный джем» проходит в Москве в третий раз. Основные события запланированы с 23 августа по 8 сентября, но старт фестивалю был дан уже 20 июня.
Если раньше сады, созданные лучшими ландшафтными дизайнерами со всего мира, украшали улицы города всего пару недель, то в этот раз они будут радовать москвичей и туристов в течение всего теплого сезона. Сегодня на площадках города открылось 42 выставочных сада. Посетить их и оценить оригинальные дизайнерские решения можно до 8 сентября.
В этот раз тема конкурса, в котором примут участие создатели этих композиций, – «Летние сады Москвы». Представленные на фестивале проекты разрабатывали ландшафтные дизайнеры из 11 стран: России, Италии, Франции, Словакии, Китая, Уругвая, Финляндии, Латвии, Эстонии, Грузии и Казахстана. Победителей конкурса в пяти номинациях выберут ближе к завершению фестиваля – в начале сентября.
«Летние сады Москвы» спроектированы с учетом времени цветения разных растений: все лето сады будут менять облик. А дизайнер Каири Меос из Финляндии, создатель сада «Топографические цветочные истории» в парке «Музеон», взяла за основу композиции изменчивость пейзажа и спроектировала сад таким образом, чтобы тот выглядел по-разному не только в разные сезоны, но и в зависимости от времени суток, погоды и освещения. Цветочную композицию дополняют скульптуры – топографические панно, символизирующие связь природы и города.
Урбанизму также посвящен сад «Гармония диагоналей» на Рождественке, созданный еще одним финским дизайнером Хайди Ханнус. Пространство композиции организовано как карта города – соединяясь, линии его улиц образуют многоугольники разных форм и размеров, на каждом из которых растут определенные цветы. А проект грузинского дизайнера Алекса Соломнишвили на Москворецкой набережной вдохновлен панорамой мегаполиса: сад «Отражение» повторяет контуры городских зданий.
Тему отражений в своем проекте под названием «Пейзаж – это ты» использовал и итальянский дизайнер Алессандро Тривелли. Зеркала – важная часть композиции, созданной им, как и книги, которые можно найти в этом саду и почитать среди деревьев. По задумке автора, пространство олицетворяет диалог между человеком, городом, природой, историей и культурой. Сад расположен улице Кузнецкий Мост перед ЦУМом.
Еще один сад, в котором установлены зеркала, придумала россиянка Елизавета Козырева. В нем есть и лестницы, символизирующие основные периоды жизни человека – от юности до старости, и регулируемое освещение, с помощью которого можно посмотреть на пройденный путь в разном свете, и места отдыха, где можно присесть и поговорить о «Жизни» – именно так называется этот проект. Сад находится на Новом Арбате.
Работа российских дизайнеров «Архитектура природы», тоже представленная на Новом Арбате, посвящена будущему мегаполисов. Авторы сконструировали силуэт города в миниатюре, наполнив металлические рамы растительностью – кустарниками и декоративными деревьями. Так они проиллюстрировали соседство природы и индустриализации. В сердце композиции скрыт загадочный «Черный прямоугольник» – тайное послание от авторов.
Неподалеку от этого объекта открылся еще один сад – «Городская пастораль». Его авторы выбрали мотив гармоничных взаимоотношений города и природы. Главный элемент композиции — металлические перголы, обвитые лианами – символизирует соединение искусственного и естественного. Еще здесь можно покачаться на качелях – по мнению дизайнеров, это напомнит посетителям о детстве, которое многие из нас проводили на природе. Идея принадлежит Дмитрию Бочкову и Денису Баташеву.
Традиционно Новый Арбат стал одной из самых «зеленых» площадок фестиваля: здесь расположилось еще два авторских сада. Ландшафтные дизайнеры из России обыграли тему Востока: композиция «Шелковый путь» – это размышление на тему многовековой истории отношений Европы и Азии, а сад «Оригами» – попытка передать изящество японского искусства оригами в ландшафте города.
По соседству, на Арбате, проект «Выше крыши» представила россиянка Патрисия Гарсиа Алайо. Этот объект – условный образ заброшенного здания, уже лишившегося крыши. В течение лета он зарастет цветами, кустарниками и березами, став напоминанием о том, что природа не терпит пустоты и готова проявить себя повсюду.
В центре города появилось несколько так называемых литературных садов, спроектированных российскими дизайнерами. В Камергерском переулке открылся сад «Зеленый пух», посвященный Александру Сергеевичу Пушкину, а на площади Мясницкие Ворота у станции метро «Чистые пруды» – пространство под названием «Свита играет», в основе концепции которого лежит сюжет романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Павильоны, расположенные в саду, напоминают о «нехорошей квартире», варьете и других образах, использованных в произведении.
Отдельного внимания заслуживают ландшафтные проекты для социальных территорий, выведенные в отдельную номинацию. Рядом с детским интернатом на улице Академика Павлова вскоре появится сад «Чудо-юдо рыба-кит», символизирующий морской мир. Он оснащен функциональными зонами: светлой площадкой для мероприятий, зоной отдыха с теплым песком, по которому можно походить босиком, меловыми досками в виде волн и главным игровым элементом – площадкой-китом.
А во дворе детского сада на улице Академика Анохина откроется специализированная игровая площадка «Надежда» для детей с задержкой речевого развития. Но играть на ней смогут и нейротипичные дети. Этот проект поможет в игровой форме проводить цветотерапию и сенсорную интеграцию воспитанников учреждения.
Лучшие конкурсные сады «Цветочного джема» выберет профессиональное международное жюри. Его председатель – Энди Стеджен – входит в десятку лучших ландшафтных дизайнеров Великобритании.
В 2018 году конкурс «Цветочный джем» стал одним из самых масштабных в мире – территории Москвы украсили более 1500 конкурсных и любительских выставочных садов. Три проекта открытого международного конкурса городского ландшафтного дизайна «Цветочный джем» вошли в число лауреатов IX Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре.