Мемориальный музей А.Н. Скрябина расскажет об отношениях композитора с соседями, Музей С.А. Есенина познакомит с Москвой последнего поэта деревни, а Галерея Ильи Глазунова покажет Александра Пушкина глазами художников-наивов. Подробнее об этих и других выставках — в материале mos.ru.
Даты: 2 апреля — 19 мая
Адрес: Гоголевский бульвар, дом 10, строение 1
Возрастное ограничение: 12+
Новую выставку в Московском музее современного искусства приурочат к 70-летию народного архитектора России Николая Шумакова. Среди его работ — проекты более 20 станций метро («Бутырской», «Фонвизинской», «Савеловской» и других), Живописного моста, Западного речного порта, комплекса зданий аэропорта Внуково.
Работы, представленные на выставке, сгруппированы по направлениям творчества — архитектура, скульптура и живопись. На портретах, созданных Николаем Шумаковым, можно узнать художника-мультипликатора Юрия Норштейна, актера Владимира Машкова, скульптора Александра Рукавишникова.
Даты: 3 апреля — 30 июня
Адрес: Большой Николопесковский переулок, дом 11, строение 1
Возрастное ограничение: 6+
Композитор Александр Скрябин был очень дружен с семьей музыкантов и меценатов Гнесиных. Евгения и Елена Гнесины учились с ним на одном курсе в Московской консерватории, у Василия Сафонова вместе занимались в классе фортепиано, у Антона Аренского — в классе композиции, у Сергея Танеева — теоретическими дисциплинами.
Когда Александр Николаевич переехал в квартиру в Большом Николопесковском переулке, то они стали еще и соседями, часто ходили друг к другу в гости. Кстати, дети композитора Юлиан и Ариадна поступили в младшие классы Музыкального училища Е. и М. Гнесиных (сейчас Музыкальное училище имени Гнесиных).
На выставке в витринах мемориальных комнат покажут предметы и документы, связанные с общением этих двух семей. Особое место среди экспонатов занимает восточная погремушка, которую Елена Гнесина подарила младшей дочери композитора Марине.
Даты: 3 апреля — 30 декабря
Адрес: Измайловский бульвар, дом 30
Возрастное ограничение: 6+
Посмотреть на Александра Пушкина глазами мастеров наивного искусства можно в выставочном зале «Народные картины» Галереи Ильи Глазунова. Пушкин здесь — мальчик, лицеист, муж, путешественник, созерцатель, писатель и даже мессия. Авторы картин запечатлели его в этих и многих других образах. Что касается внешности Александра Сергеевича, то тут они в основном опирались на канонические работы Ореста Кипренского и Василия Тропинина.
Художники-наивы уделили внимание и Наталье Гончаровой — супругу поэта изображают как «прекраснейшую из Мадонн»: она то совсем еще юная дева, то светская львица, то внимательная мать.
Работы, вдохновленные произведениями Пушкина, — особый раздел на выставке. Гости увидят 33 богатырей, золотого петушка, ученого кота, а также картины на тему Болдинской осени и иллюстрации к «Барышне-крестьянке», «Евгению Онегину».
Даты: 18 апреля — 15 сентября
Адрес: Щетининский переулок, дом 10, строение 1
Возрастное ограничение: 0+
На новой выставке гостей познакомят с работами на тему семьи и дома. Здесь собрали живописные полотна и акварельные портреты, созданные Василием Тропининым, Александром Брюлловым, Петром Соколовым, а также медальоны, фарфор и фотографии, относящиеся к XVIII — началу XX века. Атмосфера дома как обители счастья передается через изображение — например, девочки с собакой или семьи императрицы Екатерины II на прогулке.
Даты: 10 апреля — 30 июня
Адрес: переулок Чернышевского, дом 4, строение 2
Возрастное ограничение: 6+
Сергей Есенин однажды сказал: «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва». С его именем в столице связано около 200 адресов — домов друзей, квартир, где он жил, мест, в которых любил бывать. В это же время, в начале XX века, в Москве был популярен не так давно появившийся архитектурный стиль модерн — его легко узнать по обилию плавных изогнутых линий.
Посетители выставки смогут увидеть архитектурные, ботанические и анималистические иллюстрации элементов значимых зданий в стиле модерн, связанных с биографией Сергея Есенина, а также узнать о творчестве поэта в московский период.
Даты: 17 апреля — 16 июня
Адрес: улица Юности, дом 2, строение 7
Возрастное ограничение: 0+
Узнать все о хлебосольной традиции России и полюбоваться богатой коллекцией подносных и декоративных блюд из собрания Музея керамики приглашает усадьба Кусково.
Обычай подносить гостю хлеб и соль в качестве торжественного приветствия имеет древние корни. Такое угощение, например, предлагали на Руси молодой жене, которую супруг приводил в свой дом после венчания. Позже, в дореволюционной России, хлеб-соль подносили императору, членам его семьи, чиновникам и другим важным лицам во время коронаций, официальных визитов, в дни торжеств.
На выставке посетителям покажут предметы, которые были неотъемлемой частью этого старинного обычая, — фарфоровые и керамические блюда, созданные на частных предприятиях дореволюционной России.
Даты: 18 апреля 2024 — 13 апреля 2025 года
Адрес: Борисоглебский переулок, дом 6, строение 1
Возрастное ограничение: 12+
В основе «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца» — реальные жизненные перипетии Марины Цветаевой, связанные с художником Константином Родзевичем. Она питала к нему очень нежные чувства и тяжело переживала их расставание. Обе поэмы впервые появились в печати в 1926-м, через два года после создания.
Сохранилась черновая тетрадь, в которой Цветаева делала первые наброски, — она и станет главным экспонатом выставки. Сотрудники музея увеличили некоторые записи и вывели их на стену, создавая эффект полного погружения в творчество поэта. Кроме того, гостям покажут платье и браслет Марины Цветаевой, а также предметы быта того времени.
Даты: 24 апреля — 25 августа
Адрес: Зубовский бульвар, дом 2
Возрастное ограничение: 6+
В центре внимания новой выставки Музея Москвы — образ жительницы столицы 1920–1930-х годов, представленный в художественных работах этого периода. Экспозиция соберет около двух тысяч экспонатов более чем из 30 российских музеев и частных коллекций, включая произведения Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Надежды Кашиной, Александра Лабаса, Аристарха Лентулова, Александра Тышлера, Константина Юона и других выдающихся художников.
Главной героиней советского искусства первой половины XX века стала новая женщина, и в особенности — новая горожанка, которая могла наравне с мужчинами выполнять непростую работу и преобразовывать город. Работница и революционерка, актриса и летчица, парашютистка и нэпманша, метростроевка и художница, пролетарская писательница и жена инженера — каждая из них стала частью того многогранного образа москвички, который на выставке можно будет проследить в живописных портретах, скульптуре, графике, на плакатах и монументальных панно.
Особое место в экспозиции отвели образу работницы текстильного производства, которое сильно повлияло на экономический рост столицы. Выставка расскажет личные истории девяти москвичек-художниц, в чьем творчестве отразилось влияние активно развивающихся в тот период швейной и текстильной индустрий страны.