Московские парки с их великолепными пейзажами и богатой историей в разные годы были источником вдохновения для художников. Рассказываем, какие ландшафты, знакомые жителям и гостям города, запечатлевали Исаак Левитан, Алексей Саврасов и другие живописцы.
«Осенний день. Сокольники» — одна из самых известных картин Исаака Левитана, он создал ее в 1879 году. Художник сумел вжиться в самый обыкновенный пейзаж и через пустынную аллею и плаксивое небо передать грусть и задумчивость русской осени. «Колдовство», — говорили об этом полотне современники.
Работа отдельно примечательна тем, что на ней присутствует человеческая фигура, — это не было свойственно живописцу. На ученической выставке картину заметил и выкупил известный меценат Павел Третьяков, что стало началом признания Левитана как выдающегося пейзажиста.
Создатели галереи. Как братья Третьяковы стали поклонниками искусства
Учителем Левитана был Алексей Саврасов — наставник привил ученику любовь к работе на пленэре в Сокольниках, благодаря ему жанр пейзажа стал главным в творчестве Исаака Ильича. Кисти Саврасова тоже принадлежит несколько картин, созданных на территории современного парка «Сокольники», среди них — «Лесная дорога в Сокольниках» и «Осень. Сокольники».
Первую премию Московского общества любителей художеств Алексей Саврасов получил за картину «Вид сосновой рощи в Сокольниках» в 1870 году, ее сразу же выкупил Павел Третьяков. Эту работу Саврасова несколько раз переименовывали: через год на выставке передвижников полотно демонстрировали с подписью «Сокольники», а в 1873-м она получила название «Лосиный остров в Сокольниках», под которым известна до сих пор.
В 1872 году Алексей Саврасов создал картину «Осенний лес. Кунцево. Проклятое место». Как и в случае с многими другими работами, художник поэтизирует обыденность природы, наделяет ее индивидуальной красотой и передает собственные ощущения от пейзажа. Кунцевское городище, запечатленное на полотне, теперь историческая часть парка «Фили».
Кунцевское городище — самое древнее поселение на территории Москвы: результаты археологических исследований показывают, что люди жили здесь в VI–V веках до нашей эры. Славу проклятого это место получило из-за языческого следа: на нем, по всей вероятности, располагалось капище. Существует также легенда, что на этом месте стояла церковь, которая ушла под землю за одну ночь. Мистический ореол подпитывали и появлявшиеся в больших количествах в местных ручьях окаменелости белемнитов, которых в народе называли чертовыми пальцами.
Истории вещей. Почему Кунцевское городище называли проклятым местом
Расцвет усадьбы Влахернское-Кузьминки пришелся на годы владения ею князя Сергея Михайловича Голицына. Владение посещала императрица Мария Федоровна, и чтобы увековечить ее «живописное путешествие» по местности, ныне относящейся к музею-заповеднику «Кузьминки-Люблино», князь обратился к австрийскому художнику Иоганну Непомуку Рауху. Так появился альбом из серии гравюр с видами Влахернского-Кузьминок, подаренный впоследствии императрице. Позднее Раух повторил серию, изобразив уже обновленную усадьбу, и альбом издали повторно. В общей сложности художник создал около 30 картин с видами архитектурного ансамбля.
Благодаря гравюрам 1820–1840-х годов по сей день есть возможность любоваться красотой усадьбы Влахернское-Кузьминки, над созданием которой работали такие выдающиеся скульпторы и зодчие, как Иван Еготов, Родион Казаков, Петр Клодт, Михаил Быковский, Иван Витали, Доменико Жилярди и другие мастера.
Леса и реки Кузьминок славились изобилием дичи и рыбы. Во второй половине XIX века в усадьбе Голицыных сдавали комнаты, в которых часто оставались на ночлег охотники, а летом отдыхали коммерсанты и деятели культуры. В один из таких визитов в 1879 году Василий Перов, страстно увлекавшийся охотой, написал картину «Кузьминки близ Москвы. Охота на медведя зимой». Это было незадолго до кончины живописца, он умер от чахотки в Голицынской больнице.
Художник по фарфору Борис Калита запечатлел знаменитую усадьбу графов Шереметевых XVIII века в сервизе «Кусково — осень — 2012». В формах изделий угадываются скульптурные детали дворца, силуэт колокольни, архитектурные элементы «Эрмитажа» и «Грота» — павильонов регулярного парка.
Гармония, в которой сосуществуют в Кускове природа, архитектура и скульптура, вдохновляла и московского живописца Сергея Розанова. К видам усадьбы художник неоднократно обращался в конце 1970-х — начале 1980-х годов, в это время он создал несколько серий акварельных зарисовок парка и его павильонов. Работы Розанова хранятся в собраниях музеев Австрии, Германии, Польши и России, в том числе в коллекции усадьбы Кусково.
На картине Валентины Лебедевой «Пруд у “Грота”» кусковский парк предстает в осеннем великолепии, а для мастера гравюры Виталия Клеруа источником вдохновения послужили зимние пейзажи усадьбы.
История и уникальная атмосфера Галантного века, которая по сей день чувствуется в Кускове, вдохновили Надежду Девишеву на создание серии автолитографий. Будто в старом зеркале, на них предстают величественные павильоны, а по аллеям парка гуляют дамы и кавалеры. Работы художницы отличает особая мягкость и бархатистость рисунка.
Работы Эрнеста Лисснера известны многим еще со школы: в учебниках истории часто используют репродукции его картин. Произведения Лисснера можно считать буквально наглядными пособиями — настолько ярки их образы и точна детализация.
В фондах музея-заповедника хранится акварель из серии исторических картин художника «Медный бунт в Коломенском», иллюстрирующая восстание 1662 года против повышения налогов и обесценивания медных монет. Лисснер запечатлел столкновение протестующих со стрельцами неподалеку от дворца царя Алексея Михайловича. На заднем плане великолепно просматривается шатровая церковь Вознесения Господня.
Столичные парки и сегодня вдохновляют художников со всей страны. Например, сад «Эрмитаж» — один из любимых объектов живописных полотен Бориса Клементьева, члена Союза художников России и академика Петровской академии наук и искусств. В технике пастели он проиллюстрировал также книгу о жизненных вехах этого исторического для Москвы места.
Фигурный мост музея-заповедника «Царицыно» в разных ракурсах не раз становился героем акварелей Сергея Андрияки. Воспитанники его Академии живописи и изящных искусств ежегодно приезжают в парк на пленэры. А сейчас в Большом дворце проходит выставка памяти мастера.
Художники часто выходят на пленэры в Бабушкинский парк, сквер по Олонецкому проезду, парк «У Джамгаровского пруда» и ландшафтный парк «Митино». С 2019 года на этих природных территориях проходят конкурсы их работ.