Как отдыхали москвичи в прошлом веке? Узнать это можно не только из архивных документов, но и из советских фильмов. В материале mos.ru — четыре отличные ленты, которые могут наглядно показать, какой летний досуг предпочитали москвичи в разное время. О важных деталях, на которые нужно обратить внимание при просмотре, рассказывает москвовед Татьяна Воронцова.
«Дети века» (1915), режиссер Евгений Бауэр
Мелодрама со звездой немого кино Верой Холодной в главной роли, вышедшая на экраны в октябре 1915 года, имела большой успех. Сюжет прост: молодую женщину Марию (Холодная) соблазняет успешный коммерсант Лебедев (Арсений Бибиков). Героиня прельщается роскошной жизнью и бросает мужа, забрав с собой маленького сына. Все это приводит к трагическому финалу. А виной всему — коварная подруга, познакомившая героиню с роковым соблазнителем.
Одна из ключевых и самых ярких сцен фильмы (до середины 1930-х слово «фильм» часто употреблялось именно в женском роде) — катание на украшенных цветами лодках по Екатерининскому пруду в Нескучном саду. Для кинематографа того времени это была технически сложная и очень эффектная сцена. Именно после праздника на воде героиня Холодной перестает противиться настойчивым ухаживаниям Лебедева. Впечатленная размахом карнавала, она выбирает красивую и, как ей кажется, беззаботную жизнь. Однако праздник оказывается быстротечным.
Катание на лодках в Нескучном было излюбленной летней забавой москвичей в середине XIX века. Здесь отдыхали не только бесшабашные кутилы, но и семьи с детьми.
В начале фильма есть еще одно легендарное московское место: анфилада Верхних торговых рядов, которые мы сегодня знаем как ГУМ. Характерные мостики, соединяющие торговые галереи, не узнать невозможно. Это место тоже играет поворотную роль в сюжете: здесь Мария встречает давнюю подругу, которая примет активное участие в дальнейшей судьбе героини.
«Папиросница от Моссельпрома» (1924), режиссер Юрий Желябужский
Юная красавица Зина Весенина (Юлия Солнцева) — простая продавщица папирос. За ее сердце борются сразу двое поклонников — помощник бухгалтера Митюшин (Игорь Ильинский) и кинооператор Латугин (Николай Церетелли). Ставки повышаются, когда в борьбу вступает гость из Америки — коммерсант Мак-Брайт. После серии казусов и приключений Зина отдает предпочтение Латугину. Счастливец снимает свою молодую жену в главной роли в новом фильме.
Романтическая комедия Юрия Желябужского, вышедшая на советские экраны в 1924 году, в первую очередь высмеивает нравы москвичей 1920-х и нэпмановский быт. Для современного зрителя это в первую очередь документ эпохи, кроме того, важная для истории отечественного кинематографа картина. Особого внимания стоит актерский состав: исполнители главных ролей стали всенародными любимцами после выхода фантастической ленты «Аэлита», премьера которой состоялась незадолго до «Папиросницы от Моссельпрома».
В фильме Желябужского очень много старинной Москвы. Вместе с героями мы попадаем то на аэродром на Ходынке, то на площадь Белорусско-Балтийского вокзала (позже он станет просто Белорусским), то на Новую площадь, гуляем по Кремлевской набережной и Пречистенке, в окрестностях Зачатьевского монастыря и много где еще. Но, пожалуй, самое интересное место, запечатленное в фильме, — ипподром. Сюда Зина идет вместе с Мак-Брайтом. Герои смотрят скачки и прогуливаются у великолепного фонтана, расположенного внутри скакового круга.
Московский ипподром — старейший в стране, первый забег на нем состоялся в 1834 году. Ипподром всегда пользовался популярностью у москвичей, сюда приезжали пощекотать нервы, сделав ставку, отдохнуть в ресторане. Особенно популярным ипподром стал к 1930-м. Его завсегдатаями были известные актеры и литераторы, а также политические деятели.
В фильме запечатлено старое двухэтажное здание ипподрома. В 1949 году здесь произошел пожар. Прекрасное здание в стиле сталинского ампира, привычное нам, появилось на месте сгоревшего после шестилетней реконструкции.
«Частная жизнь Петра Виноградова» (1934), режиссер Александр Мачерет
В 1934 году на экраны выходит звуковой фильм с необычным для советской идеологии названием и довольно хулиганским сюжетом. Главный герой «Частной жизни Петра Виноградова» — простой парень, который вместе с двумя друзьями приезжает из провинции в Москву учиться и работать. Сыграл его Борис Ливанов, отец всенародно любимого Шерлока Холмса — Василия Ливанова.
Петр Виноградов далеко не идеал советского юноши: задается, не очень ценит товарищей и, позабыв об оставленной дома возлюбленной, начинает ухаживать за другой девушкой — спортсменкой Тоней. Сразу после знакомства Петр и Тоня идут в Парк Горького, чтобы прыгнуть с парашютной вышки — очень популярного аттракциона того времени. Поначалу Петр трусит прыгать и уговаривает свою спутницу спуститься пешком («В этом есть своя прелесть: все прыгают, а мы сойдем»).
«Эту вышку поставили практически сразу после открытия Парка Горького. В 1930-е она была символом парка, как колесо обозрения в более позднее время. Стояла она недалеко от центрального входа, ближе к набережной Москвы-реки. С нее можно было спрыгнуть с парашютом, а можно было съехать вниз по горке-спирали», — рассказывает москвовед и экскурсовод Татьяна Воронцова.
Еще одно место встречи Пети и Тони и еще одна вышка — уже не существующая водная станция на Фрунзенской набережной. Сейчас трудно поверить, что здесь был целый спортивный центр с трибунами, вышкой и плавательными дорожками. Место пользовалось большой популярностью у москвичей. Чтобы впечатлить Тоню, герой решается прыгать с вышки в воду, правда, этот прыжок проходит далеко не так удачно, как предыдущий — с парашютом.
«Пока не был построен водный стадион, который мы знаем сегодня, он располагался напротив Парка Горького на противоположной стороне от Крымского моста и в сторону Фрунзенской набережной. Сами набережные были как бы трибунами — это хорошо видно в фильме. Там был отгорожен сектор для водных видов спорта, плавательные дорожки, — рассказывает Татьяна Воронцова. — Было там и место для водного пушбола, популярного развлечения в 1930-е годы: две команды толкают по воде огромный шар. Эта игра еще показана в фильме “Девушка с характером”, но там герои играют уже на новом водном стадионе».
«Первая перчатка» (1946), режиссер Андрей Фролов
Послевоенная комедия Александра Фролова пользовалась огромным успехом у советских зрителей. В 1947 году она стала одним из лидеров проката — ее посмотрели более 18,5 миллиона человек. Простые зрители фильм полюбили, а вот критики того времени недоумевали и упрекали его в шаблонности.
Главный герой Никита Крутиков (Иван Переверзев) обладает незаурядной силой. Заметив в нем потенциал боксера, тренер общества «Метеор» Привалов (Владимир Володин) зовет юношу к себе в секцию. По забавному стечению обстоятельств герой попадает к конкурентам Привалова — в спортивное общество «Мотор» (виной тому созвучность названий и коварство главного тренера «Мотора»). На пути к триумфу Крутикова ждет любовь, победы и поражения, сомнения и множество комических ситуаций. Посмеяться над ними можно и сегодня, но гораздо важнее то, что фильм дает возможность рассмотреть главные спортивные сооружения послевоенной Москвы.
Одно из них — водный стадион, но уже не тот, на который мы ходили с героями предыдущего фильма, а новый, построенный на канале Москва — Волга в середине 1930-х.
«В центре стадиона была установлена очень характерная вышка для прыжков в воду в форме ласточкиного хвоста. Она долго оставалась символом этого спортивного комплекса. В 1980 году там состоялись Олимпийские игры, а в 1960-е годы это было очень популярное место проведения досуга у москвичей. Там, конечно, проходили в определенные часы тренировки различных спортивных команд, но в принципе это было открытое место отдыха горожан. Туда можно было прийти позагорать, искупаться, поиграть в воде, а если хватит смелости — прыгнуть с вышки», — рассказывает Татьяна Воронцова.
Есть в фильме и другая культовая спортивная площадка того времени — стадион «Динамо» на Ленинградском проспекте. По сюжету ленты именно здесь находятся оба боксерских общества — и «Метеор», и «Мотор». В реальной жизни на стадионе действительно было очень много различных секций, проходили спартакиады, парады, футбольные матчи. Словом, «Динамо» был спортивным центром столицы.
«Начиная с 1920–1930-х годов продвижение спорта в массы стало важной государственной программой. Отдых старались сделать более спортивным, — объясняет Татьяна Воронцова. — Появляются спортивные площадки и стадионы, гребные станции, центры водного спорта, проводятся физкультурные парады, Спартакиада народов СССР и так далее. Так что активный отдых, совмещенный со спортом, — это очень в контексте того времени, и я думаю, что это неслучайно показано в фильмах».