Посещать все интересные выставки по мере их открытия — задача амбициозная, но трудновыполнимая. Не успели на вернисаж? Не страшно! Главное — успеть до финисажа. Рассказываем о хороших выставках, которые совсем скоро закроются.
Место: Новая Третьяковка (Крымский Вал, дом 10)
Даты: до 23 февраля
Музей живописной культуры, появившийся в Москве в 1919 году, стал первым в мире государственным музеем авангардного искусства. Он просуществовал всего 10 лет. В 1929 году более 700 произведений живописи, графики и скульптуры Малевича, Татлина, Кандинского, Штеренберга и других художников были переданы в коллекцию Третьяковской галереи. А уже в 1930-х официальный курс сменился — началась борьба с формализмом.
Выставка, открывшаяся в Новой Третьяковке в конце октября, — точная реконструкция экспозиции Музея живописной культуры. Развесили экспонаты, которые сегодня хранятся в собраниях российских и зарубежных музеев, в соответствии с архивными документами. Дополнили выставку фотографии и книги тех лет. На встречу с советскими авангардистами осталось меньше недели — выставка закроется в ближайшее воскресенье.
Место: парк «Зарядье» (улица Варварка, домовладение 6, строение 1)
Даты: до 24 февраля
Познакомиться с работами и личностью одного из главных русских авангардистов можно до следующего понедельника в подземном музее парка «Зарядье». Проект, начатый здесь выставкой, посвященной современным художникам Виноградову и Дубосарскому, продолжается выставкой Аристарха Лентулова, одного из основателей общества «Бубновый валет».
Среди экспонатов — картины, написанные в 1910-е: «Грек. Эскиз фрески», «Портрет М.П. Лентуловой в синем платье», «Портрет М.П. Лентуловой на фоне березы». Работы художника представлены рядом с картинами, созданными его правнуком Федором Лентуловым, который пошел по стопам знаменитого родственника.
Место: Государственный музей Востока (Никитский бульвар, дом 12а)
Даты: до 1 марта
Прищурившийся Владимир Ленин в кепке, звезда, серп и молот на традиционном азербайджанском ковре в окружении роз и завитушек. Как советская агитация вплеталась в декоративно-прикладное искусство, рассказывает выставка в Музее Востока, подготовленная совместно с Азербайджанским национальным музеем ковра.
Четыре десятка экспонатов, среди которых не только ковры, но и вышивки и эскизы к ним, созданные в 1920–1970-е годы, в свое время работали как мощный инструмент пропаганды. Сегодня они воспринимаются отстраненно и позволяют лучше понять эпоху.
Место: Государственный Дарвиновский музей (улица Вавилова, дом 57)
Дата: до 1 марта
Французского естествоиспытателя XIX века Жоржа Кювье называют отцом палеонтологии и основоположником метода сравнительной анатомии, позволяющего по останкам животных воссоздавать их облик. Ученые до сих пор пользуются результатами исследований французского зоолога, но со времен Кювье наука шагнула вперед. Оказалось, что не все выводы натуралиста были верны. Узнать, в чем ошибался Кювье, можно в Дарвиновском музее.
Выставка может быть интересна не только взрослым, увлеченным биологией, но и самым юным зрителям. Здесь есть много занимательных экспонатов, например, кости носорогов и мамонтов, чучело гигантской саламандры, части метеоритов и трехметровый скелет пещерного медведя.
Место: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (улица Волхонка, дом 12)
Дата: до 1 марта
До первого весеннего дня в Москве «гостит» и Томас Гейнсборо. Выставка одного из главных британских живописцев XVIII века, для которой в российскую столицу привезли сокровища из 11 ведущих музеев Великобритании, работает последние дни. Среди главных экспонатов — «Портрет миссис Элизабет Муди с сыновьями, Самюэлем и Томасом», масштабный пейзаж «Рыночная повозка», а также пейзажи на стекле. Последние — особая редкость: они практически никогда не бывают представлены на выставках за пределами родины художника.
Томас Гейнсборо был девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны. С 13 лет мальчик обеспечивал себя сам. Уехав в Лондон, он зарабатывал тем, что подправлял старые картины и помогал граверу Джону Бойделлу. Тогда он и не мог представить, что в будущем король Великобритании Георг III назовет его своим любимым художником, а весь мир будет всматриваться в его полотна и в XX, и в XXI веках.