В Театре наций показывают VR-спектакль, в театре «Человек» вспоминают первый сценарий Геннадия Шпаликова и перевод «Гамлета» Сумарокова. В Театре на Малой Бронной готовится премьера по сказке Карло Гоцци, а в Малом возрождают «Красавца мужчину» Островского.
Дата: 5–8 декабря
Время: 12:00, 14:00, 19:00
Адрес: Театральная площадь, дом 1
Трехактную барочную оперу Генри Перселла «Дидона и Эней», поставленную молодым французским режиссером Венсаном Уге, в июле прошлого года показали на фестивале в Экс-ан-Провансе. Сегодня это одна из главных премьер нового сезона в Большом театре.
За дирижерский пульт встал всемирно известный маэстро Кристофер Мулдс. Он уже сотрудничал с Большим – при его участии здесь поставили «Волшебную флейту» и «Дон Жуана».
Впервые спектакль о троянском герое, влюбленном в царицу Карфагена, в 1688 году показали в женской школе в Лондоне. Авторская партитура оперы не сохранилась, до нашего времени дошла только рукопись либретто Наума Тейта.
Дата: 5–8, 12–15 декабря
Время: 13:00, 15:00, 17:00, 19:00, 21:00
Адрес: Страстной бульвар, дом 12/2
В Театре наций эксперимент – режиссер-документалист Михаил Патласов поставил VR-спектакль о расстреле семьи Романовых. Для просмотра понадобятся шлемы виртуальной реальности и наушники, которые выдадут на месте. С помощью специального курсора можно будет нажимать на появляющиеся фотографии, сделанные когда-то членами царской семьи. Снимки оживут – за каждым из них скрывается эпизод из жизни исторической личности, воссозданный актерами.
Подготовка была очень серьезной: пришлось поработать с документами из главных архивов и музеев страны, дневниками Романовых, изучить систему съемок Сергея Прокудина-Горского, который первый в стране начал делать цветные фотографии, а также освоить работу со старинными фотоаппаратами – для большей достоверности. Эта работа заняла два года.
Роль императора Николая II сыграл художественный руководитель театра Евгений Миронов.
Дата: 5, 13, 25 декабря
Время: 20:00
Адрес: Скатертный переулок, дом 23а, строение 3
Еще один эксперимент нового сезона – шекспировский «Гамлет» в переводе Александра Сумарокова, к которому обратился главный режиссер театра «Человек» Владимир Скворцов. Спектакль в этой версии еще нигде и никогда не ставили.
Вариант Сумарокова имеет мало общего с оригиналом: осознав, что его перевод нельзя назвать удачным, драматург написал собственную пьесу с персонажами Шекспира. Впрочем, некоторых он все же убрал, добавив новых. Произведение опубликовали в 1748 году. Владимир Скворцов подчеркивает: в театре к этой пьесе относятся скорее как к продолжению оригинального «Гамлета».
Декорации создавала Маша Рыбасова, народный художник России. С ней Скворцов поставил уже несколько спектаклей.
Дата: 7, 25 декабря
Время: 18:00, 19:00
Адрес: улица Большая Ордынка, дом 69
В Малом театре, который неофициально называют Домом Островского, за все время его существования поставили все 48 пьес великого драматурга. Пьеса «Красавец мужчина», написанная в 1882-м, в том же году была представлена и на сцене театра. Однако она получила сплошь отрицательные отзывы и вскоре пропала из репертуара. На афишах других театров это название появлялось очень редко.
Вернуться к комедии о выгодных браках решил режиссер Василий Федоров, который работает в Малом более 30 лет. Среди поставленных им спектаклей – «Умные вещи» по Самуилу Маршаку, «Обсуждению подлежит» по Александру Косенкову, «Смерть Тарелкина» по Александру Сухово-Кобылину. Роли в его новой постановке играют Дмитрий Кознов, Ольга Пашкова и другие.
Дата: 11, 12 декабря
Время: 19:00
Адрес: улица Сретенка, дом 19
Актер и режиссер Михаил Уманец переосмыслил роман Ивана Гончарова «Обломов», впервые опубликованный в 1859 году. Декораций – минимум, взаимодействия со зрителями – максимум. Сюжет Уманец перенес в наше время, а любовь Ильи Обломова к дивану заменил страстью к игре в тетрис. Но беззаботная жизнь героя не будет продолжаться всегда. Когда появятся финансовые проблемы, с бездельем придется бороться.
Впервые фрагменты спектакля показали на ежегодном фестивале – театральном смотре «Три ступени лаборатории». По условиям самые успешные проекты участников входят в репертуар «Школы драматического искусства».
Дата: 11, 12, 28, 29 декабря
Время: 18:00, 19:00
Адрес: Фролов переулок, дом 2
Спектакль «Блаженный остров» называют главной премьерой театра Et Cetera. В основе – «Так погиб Гуска», одна из первых пьес, написанных украинским драматургом Миколой Кулишем. Главный герой – мещанин Савватий Гуска, который тихо-мирно жил своими радостями и печалями, а также попытками выдать замуж дочерей. Как вдруг грянула революция.
За трагикомическую постановку взялся режиссер Михаил Бычков – лауреат Международной премии К.С. Станиславского, основатель и художественный руководитель Воронежского Камерного театра. Его спектакль «Дядюшкин сон» в 2001 году участвовал в фестивале «Золотая маска». Над сценическим оформлением работал заслуженный художник России Николай Симонов. В роли Гуски – заслуженный артист России Игорь Золотовицкий.
Дата: 13–15, 28–31 декабря
Время: 19:00
Адрес: площадь Журавлева, дом 1
Одна из самых ожидаемых премьер сезона – «Женщина-змея» по сказке Карло Гоцци в постановке режиссера Олега Долина. Гротескный спектакль, в котором все актеры носят маски и играют сразу несколько персонажей, приправлен изрядной долей импровизации и юмора. Четвертой стены здесь нет – как в настоящей площадной комедии дель арте: любая реплика, любой звук из зала обыгрывается артистами. За легкой подачей скрывается тема жертвенности и борьбы за счастье.
Показы пройдут во Дворце на Яузе, в котором театр обоснуется на время ремонта.
Прошлым летом Долин поставил сказку «Зобеида» Карло Гоцци. Это был первый спектакль, который прошел на новой площадке РАМТа – Театральном дворе.
Дата: 19, 20 декабря
Время: 19:00
Адрес: Пушкарев переулок, дом 21
Миндаугас Карбаускис создал новую версию своего спектакля 2004 года. Тогда постановка «Когда я умирала» по одноименному роману Уильяма Фолкнера (1930) шла в Театре Олега Табакова и была одной из самых успешных: билеты раскупались подчистую, а среди ее наград – две «Золотые маски». Главную роль – пожилую фермершу Адди Бандрен – сыграла Евдокия Германова.
В новом спектакле задействованы актеры Театра Маяковского и студенты мастерской Карбаускиса в ГИТИСе. Спектакль получил новое название – «Йокнапатофа». Это название вымышленного округа на юге США, в котором разворачивается действие большинства произведений Фолкнера.
Роман «Когда я умирала» представляет собой цепь монологов полутора десятков персонажей – родственников, везущих тело Адди Бандрен в ее родной город. Среди говорящих и сама покойная. В дороге герои проводят около десяти дней, и за это время с ними случаются разного рода неприятности – от ссор до падения гроба в реку.
Дата: 21, 22 декабря
Время: 19:00
Адрес: улица Земляной Вал, дом 76/21
В Театре на Таганке показывают «Теллурию» – первый спектакль, созданный по одноименному роману Владимира Сорокина, который несколько лет назад получил премию «Большая книга». За постановку взялся Константин Богомолов, в мае этого года назначенный на пост худрука Театра на Малой Бронной. Спектакль, как и книга, разделен на фрагменты, которые объединяет время действия – Новое Средневековье, а также непреодолимая жажда героев получить теллуровый гвоздь, дарящий иллюзию счастья.
Одну из ролей играет заслуженный артист России Сергей Чонишвили. «Богомолов вычистил мысли писателя Сорокина и подал их в правильно скомпонованном варианте. Он очень здорово работает с литературным текстом, он вытаскивает самую суть», – отметил актер.
Директор театра Ирина Апексимова, также сыгравшая в постановке, рассказала, что на репетициях порой приходилось непросто: «Константин Богомолов – требовательный как режиссер. У него своя актерская система существования на сцене». С ней соглашается народная артистка России Любовь Селютина: «Для меня Богомолов – это режиссер номер один. Я была очень рада, что попала в его спектакль, но вместе с тем для меня это было большое испытание – груз моего творческого опыта в данном случае мешал. Но Константин Юрьевич, конечно, помогал».
Зрительские места образуют собой круг, внутри которого – площадка, на которой разворачивается действие. Это была идея сценографа Ларисы Ломакиной, которая часто работает с режиссером.
«Теллурия» – уже второй совместный проект Богомолова и Сорокина. В 2018 году режиссер поставил в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу «Триумф времени и правды» Генделя, либретто к которой написал Сорокин.
Дата: 22 декабря
Время: 18:00
Адрес: Скатертный переулок, дом 23а, строение 3
Еще одна громкая премьера театра «Человек» – «Причал». В основе сюжета – первый сценарий легендарного Геннадия Шпаликова, создавшего сценарии к фильмам «Я шагаю по Москве», «Застава Ильича» и другим. «Причалу» не было суждено появиться на экранах: режиссер Владимир Китайский за несколько дней до съемок покончил с собой.
Перенести сценарий на театральную сцену решил лауреат «Золотой маски» режиссер Даниил Чащин, который до 2017 года ставил спектакли исключительно по текстам современных авторов.
Дата: 23, 24 декабря
Время: 20:00
Адрес: улица Малая Бронная, дом 4
Одна из первых премьер Театра на Малой Бронной, которую представили при новом худруке Константине Богомолове, – «Слово о полку Игореве» режиссера Кирилла Вытоптова. Драматург Саша Денисова, по произведениям которой ставят спектакли в разных городах России, написала пьесу. В ней она адаптировала сюжет древнерусской литературы под нашу действительность. Главные герои – не славные воины, а обычные охранники, пытающиеся устроиться на работу в частную охранную организацию. На сцене они ко всему прочему еще и поют. Музыку написал композитор «Электротеатра Станиславский» Владимир Горлинский.
Дата: 24, 25 декабря
Время: 20:00
Адрес: Большой Козихинский переулок, дом 30
Создать музыкальную постановку, в основу которой ляжет сказка Николая Некрасова, – давняя мечта художественного руководителя театра режиссера Марины Брусникиной. Музыку написал композитор Алексей Сюмак, чьи сочинения исполняются на фестивалях современной музыки в России, Великобритании, Германии и других странах. Моноопера «Мороз, Красный Нос» – одна из первых ласточек нового направления «Практики», связанного с развитием музыкальной направленности в репертуаре.
Дата: 25, 26 декабря
Время: 19:00
Адрес: улица Стромынка, дом 6
В семье Стомиля и Элеоноры что-то явно прогнило: он захламляет дом ненужными вещами, она не скрывает своего романа на стороне и оба не очень-то интересуются друг другом. Их повзрослевший сын Артур, стоящий на пороге создания собственной семьи, в ужасе: никаких правил, все разрушено. Как самый известный шекспировский герой, он пытается исправить мир и упорядочить хаос, но терпит неудачу.
Абсурдистскую пьесу «Танго» о конфликте поколений и поисках места интеллигента в современном мире польский писатель и драматург Славомир Мрожек создал в 1964 году – она сделала его мировой знаменитостью. В Театре Романа Виктюка за материал взялся Игорь Неведров – один из ведущих актеров, с недавних пор начавший ставить спектакли («Венецианка» и «Любовью не шутят»). В его интерпретации смешной и трагический текст приобретает новые смыслы – режиссер предлагает поискать настоящую жизнь в пространстве, заваленном декорациями, и диалогах, часто лишенных логики.
Дата: 28, 29 декабря
Время: 19:00
Адрес: улица Сретенка, дом 19
Самую страшную пьесу Вильяма Шекспира поставил на сцене «Школы драматического искусства» Александр Огарев – без особого трепета, который по театральному суеверию принято испытывать перед «Макбетом»: режиссер видит в ней не мрачную историю о кровавом злодее, а сказку со счастливым концом. Причем поучительным: в отличие от Шекспира Огарев уделил много внимания леди Макбет (Алина Чернобровкина). Жена и сообщница тирана в его спектакле не просто умирает, а горит в аду.
В текст пьесы вплетаются цитаты Фридриха Ницше, Уильяма Вордсворта и Уильяма Блейка, а действие сопровождается песнями The Beatles и живой музыкой в исполнении оркестра театра. В черно-бело-красном пространстве, созданном художником-постановщиком Александром Моховым, художником по свету Тарасом Михалевским и художницей по костюмам Марией Луккой, встречаются герои не только «Макбета», но и других пьес Шекспира: задушенная Дездемона, утопленница Офелия и Джульетта с ножом в груди. Они комментируют происходящее, подобно античному хору.
В заглавной роли – Илья Козин, с которым режиссера объединяет школа: оба в разное время учились у Анатолия Васильева.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Троице-Лыково в Строгино