У Мемориального музея А.Н. Скрябина едва ли не уникальная история. Во-первых, он один из немногих, где удалось сохранить большую часть личных вещей хозяина дома и обстановку квартиры начала ХХ века. Во-вторых, здесь всегда, с самого момента создания, звучала живая музыка, и эту традицию продолжают по сей день. О концертной программе mos.ru рассказал руководитель отдела творческих проектов музея Денис Хоров.
Музей Скрябина — один из старейших в Москве. 10 октября ему исполнится 106 лет. Мемориальной квартира стала, можно сказать, сразу после смерти композитора, в 1915-м, но отсчет ведется с августа 1918 года, когда в «Известиях» опубликовали «список лиц, коим предложено поставить монументы в Москве и других городах», — музей получил охранную грамоту, защищавшую квартиру от расселения и переводившую учреждение в соответствующий статус.
«Музыкально-просветительскую работу в музее начали вести буквально с первых дней его существования. Музыка Александра Скрябина звучала в его доме регулярно, притягивала сюда именитых исполнителей, в первую очередь пианистов и дирижеров. Поэтому наш музей с момента основания стал своеобразной московской музыкальной Меккой — главным образом для тех, кто интересовался работой Александра Скрябина, формировал пул поклонников его творчества, а он был очень большим», — рассказывает Денис Хоров.
С основанием музея вдова, а затем тетя композитора занимались сохранением его наследия и приглашали исполнителей, чтобы те могли играть здесь на рояле самого Скрябина. Инструмент звучал всегда. На нем давали концерты Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, а также Владимир Софроницкий, Ван Клиберн и Владимир Горовиц. У последних с композитором и этим местом были связаны особые личные истории. Преподавателем Вана Клиберна была Розина Левина, ее муж учился с Александром Скрябиным на одном курсе. Владимир Горовиц играл произведения Скрябина уже в 13-летнем возрасте, его дядя был учеником композитора. А Владимир Софроницкий был женат на старшей дочери Скрябина Елене Александровне.
100 лет Мемориальному музею А.Н. Скрябина: с чего началась его история
Концерты, рассказывает Денис Хоров, в Музее Скрябина не прекращались. Во время Великой Отечественной войны, когда большую часть экспонатов вывезли на консервацию и хранение, рояль остался как самый крупногабаритный и сложноперевозимый объект. В военные годы здесь продолжали читать лекции, давали концерты Мария Юдина и Владимир Софроницкий. Даже когда в Театр имени Евгения Вахтангова попала бомба и в здании музея выбило окна, концерты продолжались.
«Это место всегда было особенным для музыкантов. И я бы не сказал, что мы привнесли какое-то новшество — мы скорее продолжили эту важную для музыкальной Москвы линию, музыкально-просветительскую программу. Новшеством стало это здание с концертным залом, которому в этом году исполнилось 10 лет», — говорит Денис Хоров.
О концертном зале в музее мечтали давно. В фондах есть материалы, связанные с инженером и изобретателем Евгением Мурзиным — создателем синтезатора «АНС» (АНС — инициалы Александра Скрябина), основателем Московской экспериментальной студии электронной музыки, которая находилась на первом этаже музея. Еще в 1960-е он говорил в интервью, что было бы здорово построить зал, который соответствовал бы представлениям композитора о цвето- и светомузыке. И такой большой зал появился, правда позже.
Одна из важнейших линий музыкально-просветительской работы — разумеется, популяризация творчества Александра Скрябина и выступления пианистов. Дело в том, что наследие композитора — это в основном фортепианное и симфоническое творчество, камерных сочинений у него нет. Но жители и гости Москвы знают, что всегда найдут в программе музыку Скрябина. Ее исполняют на рояле Steinway, который Правительство Москвы подарило музею к открытию нового зала.
Отдельного внимания заслуживает работа с юными исполнителями и музыкальными школами. В концертном зале регулярно проходят отчетные концерты учеников и сольные выступления пианистов, учебные заведения могут реализовать здесь разнообразные проекты. Есть постоянные партнеры среди фондов, поддерживающих детское творчество.
Кроме того, более 20 лет существует стипендия имени А.Н. Скрябина для одаренных детей.
«Это достаточно сложный профессиональный, не массовый конкурс: далеко не все дети достигают нужного уровня техники, а уж тем более обладают эмоциональной зрелостью, чтобы играть такую непростую музыку. Тем не менее такие дети есть. История прослушиваний показывает интересные результаты: почти все, кто получил стипендию, стали музыкантами очень высокого уровня. Музыка Скрябина — своего рода показатель профессионализма. Если ребенок его достиг, то можно быть уверенным, что музыка останется в его жизни. Среди лауреатов, например, пианист Даниил Трифонов и профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Богданов», — рассказывает Денис Хоров.
Разумеется, в музее проходят не только классические концерты — площадка популярна у исполнителей, работающих в разных жанрах. Особенно ее любят композиторы-неоклассики — за атмосферу, прекрасную акустику и мультимедийные возможности, открывающие простор для творчества. Только на октябрь запланировано шесть разнообразных неоклассических концертов.
Музыканты присылают заявки, и из них формируется программа. График расписан уже до января и в большом зале, и в музыкальной гостиной, где проходят более камерные выступления, моноспектакли, поэтические чтения. Последние несколько лет проводят более 300 концертов в год, и музей не планирует снижать интенсивность этой работы. К памятным датам здесь организуют тематические мероприятия — например, в сентябре состоялся концерт лауреатов Всероссийского фестиваля современной музыки «Искусство XXI», посвященного 90-летию со дня рождения композитора заслуженного деятеля искусств РСФСР Альфреда Шнитке.
Музей сотрудничает со скрябинскими обществами во всем мире, продолжает международные проекты. В октябре и ноябре на его площадке пройдет часть концертов фестиваля фортепианной музыки имени Ферруччо Бузони «Итальянцы в России». 12 октября Синция Бартоли исполнит произведения Фридерика Шопена, Мориса Равеля и Александра Скрябина, 10 ноября профессор Миланской консерватории Винченцо Бальцани сыграет сочинения Ферруччо Бузони, Доменико Скарлатти, Джоаккино Россини, Джузеппе Мартуччи и других композиторов. 13 ноября выступит Джузеппе Андалоро, в программе — музыка Джироламо Фрескобальди, Ференца Листа, Сергея Рахманинова и Иоганна Себастьяна Баха в переложении Ферруччо Бузони. Дуэт Паоло Франчезе и Сары Чианчилло 23 ноября представит слушателям произведения Иоганнеса Брамса, Сергея Рахманинова, Мориса Равеля и Клода Дебюсси.
Важнейшая цель Мемориального музея А.Н. Скрябина — быть максимально открытым и понятным для гостей. Популяризация классики и творчества композитора — конечно, основная его задача, но такая музыка требует от слушателя определенной настроенности и подготовки. Поэтому в программу включают как можно больше разноплановых концертов: вокальных, джазовых, основанных на синтезе музыки и поэзии, театрального искусства. И это не противоречит основной цели: хотя Скрябин и сложный композитор, его идеи и следы можно найти практически везде. Джазовые музыканты пользуются его гармониями, актеры и литераторы, увлекающиеся Серебряным веком, знают о Скрябине, потому что он дружил со многими представителями искусства того времени, так или иначе влиял на них. А современные мультимедийные проекты, визуальное воплощение и сопровождение музыки, по сути, и есть то, о чем мечтал в свое время Скрябин.
Кроме того, специалисты хотят, чтобы посетители получали более расширенное, комплексное впечатление от похода в музей.
«Мы говорим о концепции “третьего места” — такое понятие предложил социолог Рэй Ольденбург. Оно подразумевает еще одно важное для человека место, помимо дома и работы. И мы хотим, чтобы им стал музей. Чтобы люди приходили сюда не столько за тем, чтобы осмотреть мемориальную квартиру или послушать концерт, сколько чтобы просто отдохнуть, провести свободное время за разными занятиями. Если они хотят окунуться в атмосферу начала ХХ века, классической музыки, у них должен быть выбор, возможность получить разноплановый опыт», — рассуждает Денис Хоров.
По его мнению, в таком технологичном мегаполисе, как Москва, будущее за подобными небольшими камерными пространствами, где человек будет отдыхать от информационного потока, все больше людей нуждается в уютных местах, где они могли бы переключиться и отдохнуть.
Музей и его концертная площадка уже сейчас привлекают очень разных людей, и у музыкальной гостиной, и большого зала — своя аудитория.
«На неоклассиков приходят любители этого направления, и вы вряд ли встретите их на концертах музыки Скрябина. А поклонники композитора знают, что как минимум два раза в год — 6 января, в день его рождения, и 27 апреля, в день памяти, — они могут послушать в музее исключительно его музыку. И их вы, скорее всего, не увидите на чем-то джазовом или мультимедийном. У каждого формата своя аудитория, и это хорошо. Тем больше круг людей, которые узнают о нас и об Александре Николаевиче, в чем и заключается наша конечная цель. Мы называем наш музей Домом Скрябина. При его жизни здесь часто бывали гости, и сейчас к нам приходят люди с самыми разными вкусами и предпочтениями. Традиция продолжается», — говорит Денис Хоров.
Дом, в котором жил Скрябин: из чего состоит мемориальный музей композитора
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»