Василий Ватагин (1884–1969) — один из ведущих художников-анималистов XX века. За свою жизнь он написал несколько сотен картин, создал около 100 скульптур, иллюстрировал несколько тематических книг и передал свои знания десяткам учеников.
Художник по праву считается сооснователем Государственного Дарвиновского музея, в котором проработал более 40 лет. Работы Ватагина можно найти в ведущих российских музеях, однако большая их часть находится в коллекции музея. О пяти самых интересных из них рассказывает старший научный сотрудник и хранитель коллекции изо Антонина Нефедова.
Первый заказ на скульптуру Ватагин получил от основателя Дарвиновского музея Александра Котса — три фигуры человекообразных обезьян в натуральную величину. Художник взялся за скульптуры «Орангутан сидя», «Шимпанзе сидя» и «Горилла в ярости». Тема была выбрана не случайно: обезьяны всегда были главными героями творчества Ватагина. Художник должен был не только реалистично передать внешний облик зверей, но и отобразить в фигурах спокойствие, присущее орангутану, подвижность шимпанзе и гнев гориллы.
Это был первый и сразу удачный опыт работы с новым для художника материалом — глиной. По графическому наброску из глины он лепил сначала маленькую модель будущей скульптуры, а позже — модель в натуральную величину. С последней снимали форму и отливали фигуру в гипсе.
«Горилла в ярости» состоит из двух фигур. Обезьяна изображена попирающей человека, которого сложно сразу заметить. Вероятно, здесь нашел отражение популярный тогда в Европе образ разъяренной гориллы-убийцы, появившийся в 1841 году в рассказе американского писателя Эдгара Аллана По «Убийство на улице Морг».
Сейчас хорошо известно, что на самом деле гориллы спокойны и миролюбивы, несмотря на свою огромную физическую силу. Даже в редких случаях нападения на человека дело ограничивается единичными укусами. Как правило, при защите своей семьи самец прибегает к демонстрации и запугиванию: он бросается на врага и резко останавливается перед ним, затем выпрямляется и бьет себя в грудь. Если враг бежит, то горилла догоняет его и кусает. Поэтому у некоторых африканских племен укусы гориллы считаются постыдными ранами — они свидетельствуют о том, что человек струсил.
Очевидно, миф о горилле-чудовище, беспричинно убивающей людей, породили европейские охотники. Увидев бегущую на них большую обезьяну, они стреляли в нее, а потом рассказывали о нападении монстра.
За первыми скульптурами, изображающими обезьян, сразу последовала серия, посвященная первобытным людям. Эти произведения также были выполнены Ватагиным по заказу Александра Котса в 1918 году для важнейшего музейного раздела, рассказывающего о происхождении человека. Несмотря на то, что за основу каждой фигуры первобытного человека взяты точные анатомические данные, эти произведения являются иллюстративными материалами, научными реконструкциями их считать нельзя.
Серия состоит из скульптур «Питекантропы», «Неандертальцы с пещерным медведем», «Ориньякский человек с мамонтом» и «Кроманьонец с северным оленем». Последнюю Александр Котс считал главной скульптурой этого ряда. Три из четырех скульптур серии имели второе название. Например, работа «Неандертальцы с пещерным медведем» была также «Борьбой за жилище», «Ориньякский человек с мамонтом» — «Первым орудием», а «Кроманьонец с северным оленем» — «Первым художником». Каждая из этих композиций по замыслу Котса должна была демонстрировать зрителю орудия труда и животных, характерных для определенного периода каменного века.
Скорее всего, мысль о создании серии скульптурных портретов, посвященной истории науки, была подсказана ленинским планом монументальной пропаганды. Сам Василий Ватагин не видел себя портретистом, однако Александр Котс настоял на своем, и художник создал несколько скульптур, изображающих великих ученых-биологов.
Одна из них, композиция «Брем с животными», предназначалась для раздела, посвященного зоопсихологии. Немецкий натуралист Альфред Брем (1829–1884), автор знаменитой «Жизни животных», интересовал Котса в первую очередь как исследователь поведения животных.
Ватагин изобразил ученого в одежде, напоминающей облачение священнослужителя. Брема окружают животные, которые считались в середине XIX века экзотическими, — львица, павиан и марабу. Это не идиллический образ — на самом деле скульптор запечатлел ученого в определенном периоде его юности.
В 17 лет Брем отправился как натуралист в Африку. Его путешествие по Египту, Нубии и Восточному Судану затянулось на пять лет, за это время он изучил культуру Египта, выучил арабский язык, стал носить местную одежду и принял прозвище Халил-Эфенди. Кроме того, Брем приручил пойманных для доставки в Европу диких животных. За ним повсюду следовали не только ибисы, обезьяны и газели, но и хищники — грифы, львица и внушавшие местным жителям ужас гиены.
Большое значение Александр Котс придавал также фигуре французского естествоиспытателя Жан-Батиста Ламарка (1744–1829), первого ученого, который попытался создать целостную теорию эволюции живого мира. Неоцененные современниками труды ученого впоследствии породили горячие дискуссии, которые не прекратились и по сей день.
Скульптурную группу «Слепой Ламарк с дочерьми» Василий Ватагин создавал по эскизам Михаила Езучевского, который в 1920–1926 годах сделал для Котса серию пастелей по эпизодам из биографии Ламарка. Езучевский сам позировал скульптору для фигуры ученого, а для фигур обеих дочерей моделью стала жена директора музея Надежда Ладыгина-Котс. Для сессий Езучевский и Ладыгина-Котс переодевались во взятые напрокат театральные костюмы героев спектакля «Горе от ума» Чацкого и Софьи.
Художник изобразил ученого сидящим в кресле, в руках он держит большую спирально закрученную раковину. Его младшая дочь Розалия стоит за спиной отца, положив правую руку на плечо отца, а старшая, Корнелия, сидит у его ног, приготовившись записывать в блокнот под диктовку. Известно, что в старости Ламарк ослеп, и Корнелия приняла на себя функции секретаря: с 1815 по 1822 год ученый был занят составлением семитомной «Естественной истории беспозвоночных», и половина шестого и весь седьмой том были записаны ею.
Скончался Ламарк в бедности и безвестности, дожив до 85 лет, дочь Корнелия была с ним до последнего часа. Александр Котс описывал эту скульптурную группу так: «Скованный слепотой Прометей и две утешающие его океаниды».
В полную силу талант Василия Ватагина как скульптора-монументалиста раскрылся при создании им статуи «Чарльз Дарвин» в 1928 году. Скульптор уже обращался к образу ученого в 1918 году, создав первый в России бюст Дарвина. По сложившейся традиции позировал Ватагину сам Котс.
Великий ученый изображен в виде сидящего мудрого старца, погруженного в глубокое раздумье над величайшей загадкой мира — тайной происхождения жизни на Земле. Очертания фигуры скрываются под наброшенным на плечи широким плащом, только кисть правой руки, поглаживающей бороду, выглядывает из-под него. По задумке автора напряженная активность мысли, громадная внутренняя работа ученого подчеркиваются морщинами на лбу, линиями косматых бровей, носа, знаменитой дарвиновской бороды.