От фраков из «Войны и мира» до кошек-копилок из «Операции “Ы”»: что хранится в коллекции «Мосфильма»

9 февраля 2022
Культура

9 февраля 1931 года в Москве торжественно открыли здание, специально построенное для Центральной фабрики «Союзкино», как в те годы назывался «Мосфильм». Киностудия, созданная еще в начале прошлого века, работает там же и сегодня и остается одной из крупнейших в Европе — здесь выпустили более 2,5 тысячи фильмов и продолжают работу над десятками новых картин. При этом представители киноиндустрии бережно относятся не только к отснятому материалу: костюмы и реквизит практически с каждой съемки хранятся на территории «Мосфильма».

В 2018 году для студии на Мосфильмовской улице построили новое здание хранилища. Сейчас здесь собрано более 400 тысяч вещей, которые могут пригодиться во время кинопроизводства, и любой желающий может взять их в аренду.

В чем уникальность кинохранилища и какие экспонаты там расположены — в нашем материале.

Новый дом для коллекции

Новый склад «Дом костюма и реквизита» построили за счет средств инвестора, но реализация проекта находилась под контролем Правительства Москвы. Светлое и просторное здание внутри поражает размерами. Площадь постройки — 15,5 тысячи квадратных метров, на которых уже разместили большую коллекции костюмов, мебели и реквизита. Бетонные полы здесь могут выдержать нагрузку в две тонны на один квадратный метр.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Здесь огромные пространства, значительно больше света. Художник и его помощники должны понимать, что они берут и как это будет выглядеть в кадре», — говорит Алла Оленева, художник по костюмам, заместитель начальника Дома костюма и реквизита.

Алла Оленева, художник по костюмам, заместитель начальника «Дома костюма и реквизита». Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Во время переезда сотрудники склада практически заново систематизировали огромную коллекцию и создавали новую базу данных. «Надо было сообразить, как это сделать удобно не только для работы, но и для заказчиков, которые к нам приходят, чтобы с первого взгляда было понятно, что и где искать для разных съемок. Некоторые вещи до сих пор не разобраны, работа продолжается», — уточняет Алла Оленева.

Советский хрусталь и мраморные статуи

Лабиринты стеллажей, полок, ящиков и стендов с реквизитом ведут посетителей от мелких предметов к более крупным. В коллекции «Мосфильма», кажется, есть любые предметы, которые могут окружать человека. Это вязальные спицы, советский хрусталь, картины, портреты вождей и иконы, печатные и счетные машинки, магнитофоны и телевизоры, сушуары (шлемы для бережной сушки волос) и разные светильники. Предметы крупнее — телефонные будки, сундуки, лестницы, манекены и даже настоящие бронзовые скульптуры.

При этом в хранилище не так много современных вещей — основная коллекция собрана из подлинных предметов XIX–XX веков, которые покупали на фабриках, в магазинах или приносили москвичи. Также много предметов, созданных по эскизам художников «Мосфильма».

«Чтобы создать интерьер того или иного времени, важно использовать настоящие вещи. Это касается и реквизита, и костюма. Знающим людям это заметно в кадре, даже обычные зрители подмечают, если современный предмет снят в картине о прошлом», — уточняет Алла Оленева.

Любую вещь со склада можно увидеть на киноэкранах, но практически все знаковые и ценные предметы и одежду передают в музей «Мосфильма», куда можно сходить на экскурсию. Тем не менее в Доме костюма хранится женская статуя из мрамора, которую сняли в фильме «Формула любви», а также кошки-копилки из «Операции “Ы”». Есть и реквизит посовременнее — напольные светильники, изготовленные специально для фильма Карена Шахназарова «Анна Каренина. История Вронского». Картину выпустили в 2017 году.

В следующем отделе не только хранятся резные столы, диваны и кресла из натурального дерева, советские парты и стулья, но здесь же, в отдельном кабинете, и реставрируют мебель.

«Реставрируем и восстанавливаем любые предметы интерьера — от крупной мебели до чемоданов и светильников. Недавно доделали стол, на него ушло около трех недель. Полностью счищали покрытие и заново наносили морилку. Диван тоже отремонтировали, он из натурального красного дерева. Оба предмета XIX века, интересно восстанавливать редкие вещи. Мы с коллегами в кино их потом подмечаем», — рассказывает реставратор Дома костюма и реквизита Сергей Мелконян.

Сергей Мелконян, реставратор «Дома костюма и реквизита». Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Наряды любимых героев

Этажом выше хранятся костюмы, и возле входа специалисты сделали витрины с дорогими и ценными вещами. Например, здесь выставлены наряды Ларисы Гузеевой из «Жестокого романса», Галины Беляевой из «Анны Павловой» и Виктора Степанова из «Ломоносова». Последний украшен ручным золотным шитьем.

Запомнившиеся зрителям костюмы есть и на самом складе. Это куртка Василия Ланового из фильма «Анна Каренина», наряд Владимира Высоцкого из «Сказа про то, как царь Петр арапа женил» и пиджак и рубашка Сергея Юрского из картины «Любовь и голуби». Среди женских — платья Ирины Муравьевой из фильма «Москва слезам не верит» и Натальи Белохвостиковой из «Маленьких трагедий».

Чтобы не потеряться в ассортименте, одежду рассортировали не только на мужскую и женскую, но и по видам. Рубашки цветные, белые, в горошек и полоску, жилетки, смокинги, пиджаки, пальто. Ряды с одеждой священнослужителей (православных и католических), школьная форма и робы заключенных, отдельно исторические наряды, головные уборы и обувь. Так же сделали и в женском отделе. Кроме того, на некоторых рядах указаны годы, для которых характерна та или иная одежда. Это сделано для удобства заказчиков.

Алла Оленева раньше сама работала в съемочных группах художником по костюмам и понимает, как иногда тяжело найти подходящий наряд.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Далеко не всегда бывает легко убедить режиссера, что именно такой образ должен быть у героя. Достаточно большие эмоциональные затраты. Горжусь тем, что работала с Кареном Шахназаровым неоднократно, это картины “Цареубийца”, “Сны”, “Всадник по имени Смерть”, “Палата № 6”. Принимала участие в съемках “Сибирского цирюльника”. Со Станиславом Говорухиным делала две картины, это “Ворошиловский стрелок” и “Артистка”», — делится художник по костюмам.

Для массовки или главного героя

В Доме костюма и реквизита можно увидеть много костюмов для массовки. Это кафтаны и шубы с натуральным мехом из «Бориса Годунова» и фраки из «Войны и мира» Сергея Бондарчука, а также костюмы богатырей из натуральной кожи из «Сказки о царе Салтане» Александра Птушко. Кроме того, на складе есть и совсем раритетные вещи.

«Этот пиджак появился на “Мосфильме” в 1946 году. Судя по виду, его могли носить персонажи Средневековья в Европе. А вообще это может быть трофейная вещь, наши солдаты привозили их после войны. Пиджак сохранился за все эти долгие годы, хоть и выглядит сейчас не очень», — рассказывает Алла Оленева.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Съемочной группе вещи для кадра нужны в разном состоянии, иногда даже сильно потрепанные. По договоренности с «Мосфильмом» одежду и реквизит можно либо починить, либо, наоборот, «отфактурить» — порвать, сломать, затереть, загрязнить.

В последнее время чаще в аренду берут вещи, характерные для конца XIX — начала XX века. Так, в прошлом году большой заказ был для фильма Кирилла Серебренникова «Антонина» (картина еще не вышла в прокат). И сейчас в коридорах между рядами одежды стоят «отвесы», как говорят сотрудники Дома костюма и реквизита. Художники заранее отбирают необходимые наряды и откладывают их, чтобы забрать нужное в конкретный день и не переплачивать за аренду.

Еще один этаж полностью посвятили форме: военных и городовых, милиции и полиции. Здесь, как и в других отделах, много подлинных вещей и экипировки: кобуры, фляжки, ремни. Их закупали на тех же фабриках, которые выпускали одежду для ведомств. А информационные стенды с рисунками военных разных лет подсказывают художникам, какую форму стоит выбрать.

«Но этого мало, на мой взгляд. Каждый раз при подготовке к фильму необходимо изучать историю и документы, материалы какие-то. В военном костюме историческом много нюансов: погоны, петлицы и другие важные детали», — уточняет Алла Оленева.

Сегодня коллекция «Мосфильма» практически не пополняется. Кинофильмы в основном снимают частные компании, которые сохраняют реквизит у себя. Тем не менее коллекция студии по-прежнему поражает своим объемом. Сейчас специалисты работают над виртуальным каталогом, с помощью которого можно будет выбрать необходимые вещи онлайн.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies