«Фабрикой счастливых людей» назвал Парк Горького английский писатель-фантаст Герберт Уэллс. Первый директор парка Бетти Глан действительно делала все, чтобы на вверенной ей территории посетители чувствовали себя счастливыми: привлекала к работе авангардных художников и архитекторов, организовывала выставки, устраивала аттракционы, установила парашютную вышку, которой в те времена не мог похвастаться ни один парк в мире.
Часть экспонатов «Фабрики счастливых людей» взята из коллекций российских музеев, часть создана прямо в музее студентами мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в ГИТИСе. Историю Парка Горького разделили на десятилетия с 1920-х до нашего времени. У каждого отрезка — свое настроение, свои герои и свои истории.
По просьбе mos.ru руководитель Центра авангарда на Шаболовке Александра Селиванова, выступившая вместе с краеведом Александром Можаевым сокуратором выставки, рассказала о самых интересных, на ее взгляд, экспонатах.
Всего неделю назад в Парке Горького в земле была найдена частично сохранившаяся скульптура, изображающая спортсменку. В 1930-е годы, во времена реконструкции парка по проекту Александра Власова, гипсовые портретные бюсты ударников, не понравившиеся публике, были заменены на копии античных скульптур и фигуры советских физкультурников.
Самая известная из таких советских Венер — девушка с веслом Ивана Шадра, украсившая главный фонтан в партере парка. Работы Елены Янссон-Манизер, выполненные из бронзы, дошли до наших дней — их и сейчас можно увидеть в парке. Обнаруженная скульптура — одна из немногих сохранившихся каменных фигур. Она изготовлена качественно, с тонко проработанными деталями — так, несмотря на повреждения, можно рассмотреть пряжку ее пояса и элементы костюма.
В зале, посвященном первому директору парка Бетти Глан, собрана команда, проектировавшая парк в конце 1920-х. Это братья Стенберг, Эль Лисицкий, Константин Мельников, Александр Власов, режиссеры, художники, сценографы. Каждого из героев представляет личный стул с аудиозаписью его высказывания о парке и проектах, к которым он был причастен.
Среди стульев, табуреток и кресел, собранных художником Анной Гребенниковой, выделяется подлинное кресло Ивана Жолтовского. Патриарх советской архитектуры был автором генплана Всесоюзной сельскохозяйственно-кустарной выставки, проходившей на территории нынешнего парка в 1923 году, создал проект сохранившегося по сей день павильона «Шестигранник», но тогда, в 1929–1930 годах, непосредственного участия в проектировании парка уже не принимал, лишь издали наблюдая за экспериментами молодой команды Бетти Глан.
В проектировании павильонов Всесоюзной сельскохозяйственно-кустарной выставки принимали участие все самые яркие архитекторы 1920-х годов — как патриархи вроде Ивана Жолтовского, Алексея Щусева, Федора Шехтеля, так и совсем молодые авангардисты — Николай Колли, Константин Мельников, Александра Экстер. Среди проектов павильонов, представлявших разные регионы страны, выделяется яркий и эффектный проект Ильи Голосова. Украшенный флагами и яркими росписями, он похож скорее на театральную декорацию к постановкам Всеволода Мейерхольда и вовсе пока еще не намекает на будущие лаконичные белоснежные проекты лидера конструктивистов.
Выставка «Фабрика счастливых людей» открылась 15 августа — в день смерти Виктора Цоя. Легендарный музыкант имеет самое прямое отношение к предпоследнему залу экспозиции — времен перестройки и 1990-х годов в парке. В витрине, посвященной субкультурной атрибутике, представлен его автограф из частной коллекции. В те времена в Зеленом театре постоянно шли концерты, гуляли рокеры, металлисты, панки. Именно здесь снимался финал культового фильма Сергея Соловьева «Асса», в котором Цой исполнял песню «Перемен». В этой сцене снималась не бесстрастная массовка, а настоящие фанаты — для съемок эпизода в Зеленом театре был устроен бесплатный концерт Цоя, куда набралась огромная толпа, перевернувшая даже пожарную машину. На выставке автограф Цоя соседствует с пластинкой с музыкой из «Ассы».
Пространство, представляющее 1941–1947 годы в Парке Горького, решено как тотальная инсталляция. Это длинный темный коридор, где вместо пола — осколки взорванных домов и каждый, даже самый легкий шаг звучит как грохот солдатских сапог. На стенах — точки от лучей, пробивающихся через пулевые отверстия, кое-где они высвечивают маленькие фотографии Москвы в годы войны. В отдельных нишах можно увидеть фрагменты снарядов. А дальше — проект павильона для экспонирования военных трофеев, выполненный Алексеем Щусевым. В конце коридора тусклый свет красных лампочек освещает фотографии парка 1945–1947 годов: на набережной выставлены танки, зенитки и другое вооружение, по ним лазают мальчишки, а вокруг стоят изувеченные войной ветераны.