29 августа в Москве пройдет ежегодная акция «Ночь кино». В этом году показы начнутся раньше, чем обычно, в 13:00, и продлятся до 00:30. Они состоятся более чем на 150 городских площадках.
Изучить расписание и пройти регистрацию можно на посвященном акции сайте. В материале — фильмы, на которые стоит обратить особенное внимание.
Где и когда смотреть: кинотеатр «Космос», 16:00
Открытием «Ночи кино» станет созданный к 75-летию Победы монтажный фильм «Москва 1941–1945. Хроники будней». Киновед Алиса Насртдинова выбрала фрагменты кинохроники из архива кино и фотодокументов в Красногорске, а режиссер документального кино Маргарита Захарова смонтировала из них 50-минутный фильм о жизни столицы в годы войны.
Как выглядели москвичи в самое тяжелое время ХХ века? Какие книги читали, как гуляли в парках и какое смотрели кино? На экране — лето, осень, зима, весна и снова лето. Многие из использованных в фильме кинохроник ранее не демонстрировались широкой публике.
Премьера пройдет с живым музыкальным сопровождением: специально для фильма музыканты Евгений Горбунов, Феликс Микенский под руководством Саши Елиной сплели воедино электронные композиции, голоса дикторов советского радио и церковные песнопения.
Где и когда смотреть: летний кинотеатр «Москино Музеон», 20:00
Кристиан Петцольд — один из главных режиссеров современной Германии. С его именем прежде всего ассоциируется так называемая берлинская школа — направление, сформировавшееся в немецком кинематографе на рубеже ХХ и ХХI века. Трое его наиболее ярких представителей — Кристиан Петцольд, Томас Арслан и Ангела Шанелек — учились в Берлинской академии кино и телевидения, а в начале карьеры в конце 1990-х снимали телевизионные фильмы.
«Транзит» — экранизация одноименного романа немецкой писательницы Анны Зегерс, написанного в 1944 году. Действие его разворачивается во время нацистской оккупации Франции. Главный герой, сбежавший из концлагеря радиотехник Георг, уезжает из Парижа в Марсель. Оттуда по документам погибшего у него на глазах человека он может отправиться на корабле в Мексику. Однако французский портовый город становится для Георга не спасением, а ловушкой: здесь его ждет только абсурдный морок безвременья.
Действие романа Зегерс режиссер условно перенес в наши дни: улицы Марселя разрисованы граффити, по ним ездят современные автомобили, но смартфонов и компьютеров в кадре нет. Карательные операции вермахта выглядят похожими на облавы на нелегалов в сегодняшней Франции. При этом происходящее на экране комментирует закадровый голос, читающий отрывки из романа, — не всегда впопад. Эта условность, делающая фильм похожим на телеспектакль, с одной стороны, акцентирует внимание на том, что ужасы прошлого — не просто глава из учебника истории, а с другой — напоминает о том, что «берлинская школа» начиналась с телевидения.
Премьера фильма состоялась на 68-м Берлинском международном кинофестивале. Главную роль в «Транзите» исполнил Франц Роговский.
Где и когда смотреть: площадка «Цифровое деловое пространство», 14:00
Мистическое путешествие в японскую префектуру Нара совершает французская журналистка Жанна (Жюльет Бинош). В поисках полумифического растения-эндемика, которое может исцелять все человеческие горести и беды, она приходит в лес. Путь к растению ей помогут преодолеть местный то ли колдун, то ли знахарь Томо и пророчица Аки, его наставница. С момента встречи японских экстрасенсов и французской гостьи время начнет течь нелинейно — будут появляться новые персонажи и сюжетные линии, разобраться в которых не так просто. Главный герой здесь — волшебный многовековой лес, живущий по своим законам.
Наоми Кавасэ — одна из главных деятелей современного кинематографа Японии. Она снимает очень личные фильмы, часто используя в них документальную съемку: ее дебютом стала лента «Объятия» (1992), посвященная отцу Кавасэ, а одной из самых известных работ — трилогия, посвященная бабушке, воспитавшей будущего режиссера.
Мировая премьера «Видения» состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2018 году. Чуть позже фильм был показан на кинофестивале в Сан-Себастьяне — он был номинирован на главный приз, но уступил драме «Между двумя водами» испанского режиссера Исаки Лакуэсты.
Где и когда смотреть: площадка «Цифровое деловое пространство», 20:30
К истории своей жизни обращается и Алехандро Ходоровски — живой классик и легенда чилийского кинематографа. В «Бесконечной поэзии» режиссер, которому на момент съемок было за 80 (сегодня Ходоровски 91 год), вспоминает себя двадцатилетним. Время действия — конец 1940-х и начало 1950-х, место — Сальвадор, а объекты пристального внимания главного героя — поэты-авангардисты, с которыми его сталкивает судьба, и, конечно, женщины. Ссоры и примирения с друзьями, любовные увлечения происходят на фоне усиления режима диктатуры в Чили и прощания Алехандро Ходоровски с детством. Юного Ходоровски сыграл его сын Адан, сам режиссер тоже появляется на экране.
Алехандро Ходоровски известен не только как режиссер и актер, он также пишет книги и пьесы, создает комиксы и музыку, исследует карты Таро. Известен он и в мире психотерапии как создатель собственного уникального метода «психомагия», нацеленного на излечение травм, полученных в раннем детстве.
Где и когда смотреть: Государственная Третьяковская галерея, 17:00
Еще один фильм живого классика, на этот раз польского. Агнешка Холланд, которой сегодня 71 год, начинала ассистенткой Кшиштофа Занусси и Анджея Вайды. В начале 1990-х она приняла участие в создании сценариев «цветной» трилогии Кшиштофа Кесьлевского («Три цвета: синий», «Три цвета: белый» и «Три цвета: красный»), а в 1995-м сняла один из самых скандальных фильмов того времени — «Полное затмение» с Леонардо Ди Каприо. С байопика, посвященного странным и болезненным отношениям Поля Верлена и Артюра Рембо, началась ее слава режиссера-новатора, которая не угасает и по сей день.
Главная героиня фильма «След зверя» — пенсионерка, живущая на лесной опушке (ее играет Агнешка Мандат-Грабка). Женщина очень любит зверей, поэтому увещевает охотников, забредающих на ее территорию, не стрелять, но ее никто не слушает. Однажды она находит убитыми двух своих собак, и с этого момента начинается самое интересное (и страшное). В округе то и дело появляются тела охотников. Судя по ранам, нападает на них зверь какой-то невероятной силы — гораздо сильнее и яростнее всех обитателей леса. Кто он? Откуда взялся? Обитательница лесной избушки берется за самостоятельное расследование.
Впервые фильм был показан на Берлинском международном кинофестивале в 2017 году и получил специальную премию как фильм, «открывающий новые пути в киноискусстве».
Где и когда смотреть: кинотеатр «Космос», 21:30
Возвращаемся в 1990 год и смотрим одну из первых и лучших работ братьев Коэн — гангстерский фильм, выдержанный в неонуарном духе. «Перекресток Миллера» часто ставят в один ряд с «Крестным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы. Увидеть его на большом экране (особенно впервые) — настоящая удача.
США, 1930-е, сухой закон. В одном из американских городов разыгрывается настоящая война между гангстерами и мафией. В кровавый замес попадают все, кроме одного человека — подручного главаря ирландских гангстеров Тома Ригана (Гэбриел Бирн). Он не герой, скорее — антигерой, но именно ему удается справиться со всеми соблазнами и испытаниями, уйти живым с «перекрестка Миллера» (место в лесу, куда гангстеры отвозят своих жертв) и ни разу не нарушить профессиональной этики.
Фильм был снят в одном из городов Нового Орлеана, где сохранилась архитектура конца 1920-х. Впервые «Перекресток Миллера» был показан на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, где получил приз за лучшую режиссуру.
Где и когда смотреть: Новая Третьяковка, 19:00
Грузия, наши дни. Молодой человек Георгий (Гиорги Петриашвили) случайно оказывается в неподходящем месте в неподходящее время и становится свидетелем убийства известного спортсмена. Оставшийся незамеченным он возвращается домой и решает позвонить в полицию. Но что-то его останавливает — и вместо того, чтобы принять участие в торжестве справедливости, он постепенно переходит на темную сторону. Георгий начинает следить за родственниками убитого, потом — за другой обнаружившейся свидетельницей, которая, в отличие от него, дала показания. Он снова и снова прокручивает в воспоминаниях то, что увидел, но ни с кем не делится своими переживаниями.
До Высших курсов сценаристов и режиссеров Дмитрий Мамулия окончил философский факультет Тбилисского государственного университета. Известность пришла к нему в 2010 году после дебютной картины «Другое небо», показанной на Международном кинофестивале в Карловых Варах и получившей на «Кинотавре» премию «Открытие года». Премьера «Преступного человека» состоялась на Венецианском кинофестивале в 2019 году.
Где и когда смотреть: Государственная Третьяковская галерея, 20:30
За загадочным «бабай», которым издавна в славянской культуре пугают непослушных детей, скрывается тюркское слово «дед», «старик». Об этом значении страшного слова детям обычно не говорят, да и самого бабая не описывают — детская фантазия легко рисует жуткого бабайку, который «придет и заберет». Герои фильма «Бабай», мальчики Марк и Геша, живущие с чрезмерно строгим отцом, который то и дело одергивает их, тоже фантазируют. И бабай из страшной сказки прорывается к ним в обычную городскую квартиру. Вместе с камерой, выхватывающей то детские затылки, то испуганно поднятые плечи, зритель отправляется в жутковатое путешествие.
65-минутный фильм — дебют москвича Артема Айсагалиева, выпускника Калифорнийского института искусств. Режиссер снял в фильме своих родственников, но подчеркивает — это не документалистика, у фильма был сценарий. «Бабай» впервые был показан на Роттердамском кинофестивале в программе Bright Future.