В Москве берегут историческое наследие. Все старинные постройки, имеющие культурную или историческую ценность, бережно реставрируют, стараясь максимально сохранить их привычный облик. За последние 10 лет реставраторы спасли и восстановили 1578 памятников. Еще на 100 объектах работы завершат до конца года.
Самые значимые проекты становятся лауреатами конкурса «Московская реставрация». В этом году он пройдет в 11-й раз: реставраторы, архитекторы и мастерские подали более 60 заявок. Но работа по возрождению памятников в столице не останавливается. Какие объекты культурного наследия реставраторы восстанавливают сегодня — в материале mos.ru.
Малая Красносельская улица, дом 7, строение 31
Знаменитый двухэтажный особняк на Малой Красносельской улице в ходе реставрации сменил кирпично-красный цвет на нежно-оливковый. Именно таким здание задумал в начале XX века архитектор Борис Шнауберт. Чтобы узнать это, специалистам потребовалось снять с деталей фасада 14–15 слоев краски. Кстати, оливковый оттенок был любимым у модернистов, и в 2020 году зданию вернули подлинный цвет.
Реставрация фасадов уже завершена. Работа кипит внутри здания: специалисты воссоздают интерьеры. Они внимательно относятся к каждой детали. Стены в доме тоже покрасят в оттенки зеленого, в гостиной отреставрируют камин, а в эркере второго этажа установят пять окон в виде пчелиных сот со стеклами розового и медового оттенков. В центральной части особняка на место вернется удивительный витражный плафон. На его реставрацию ушло почти полгода. Детали плафона закрепят на металлическом каркасе и, как и задумывал архитектор, днем свет будет попадать в дом через витражное стекло.
Реставрацию особняка Абрикосовых планируется завершить до конца 2022 года. После этого памятник откроют для москвичей: здесь создадут образовательный центр или обучающий кластер для детей по кондитерскому мастерству.
Никитский бульвар, дом 8а/3, строение 1
Продолжается реставрация в Центральном доме журналиста на Никитском бульваре. Специалисты проводят работы поэтапно, поэтому площадка открыта для посетителей.
Бывшая одноэтажная городская усадьба была построена в XVIII веке. В 20-е годы прошлого столетия здесь находился Дом печати, а само здание к тому времени уже стало трехэтажным.
В первую очередь исторический облик вернули парадной части здания и восстановили белокаменный цоколь с оконными перемычками. Но самая серьезная работа — внутри дома. Реставраторы восстанавливают роскошные интерьеры анфиладных залов второго этажа. Большой парадный, Мраморный (Овальный) и Каминный залы, Голубая и Розовая гостиные появились в особняке во время реконструкции под руководством архитектора Александра Вивьена во второй половине XIX века.
В Каминном зале воссоздан исторический паркет, в других комнатах отреставрированы стены и исторические люстры. Один из главных объектов Домжура — парадная лестница из натурального мрамора. Чтобы вернуть ей исторический облик и воссоздать утраченные элементы, специалисты обращались к старым чертежам и фотографиям.
Реставрация памятников на ВДНХ не останавливается ни на день. Сейчас специалисты ведут работы в 23 павильонах. Например, завершается реставрация павильона № 5 «Физика» (бывший «Латвийская ССР»), продолжается создание музея Олимпийского комитета в павильоне № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»). Закончены основные работы в павильоне № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры»), начинается подготовка к монтажу экспозиции будущего музея «Биотех».
Павильон «Физика» станет таким же, как его задумали в 1954 году авторы проекта А.Я. Айварс, В.И. Закис и К.Я. Плуксне. В павильоне уже отреставрировали, а местами частично воссоздали лепной декор. Отреставрированы и восстановлены выявленные росписи на сводах арок и стенах центрального зала. Привели в порядок кессонированный потолок и отреставрировали 45 люстр-ромашек Вводного зала. На свое место вернулись парадные резные двери с янтарными элементами.
По архивным материалам на главном фасаде восстановят полихромные витражи, утраченные в 1960-м. Известно, что девять из них вывезли в Латвийскую ССР, где они и находятся сегодня. Местонахождение остальных пока неизвестно. Проект воссоздания витражей уже разработан, специалисты определили цветовую гамму и подобрали образцы стекол. После утверждения эскизов витражи начнут изготавливать в мастерской.
Завершить работы планируют к концу года: осталось отреставрировать только витражи и люстры, а также установить в павильоне оборудование для экспозиции.
Своими витражами интересен и павильон № 15. Изначально он назывался «Поволжье», и эта тема обыгрывалась в интерьере, центральную часть которого занимал витраж с картой Поволжья. Но в первозданном виде павильон простоял всего четыре года: в 1959 году его реконструировали и переименовали в «Радиоэлектронику и связь». Теперь перед реставраторами стоит сложная задача — вернуть зданию первоначальный облик. В павильоне укрепили фундамент, восстановили барельефы, частично готова кровля.
Но главным открытием для реставраторов стали четыре полотна разных залах. Более 60 лет живопись была закрашена. О том, что на потолке были картины, свидетельствовали архивные фотоматериалы. Поэтому специалисты решили расчистить небольшие участки и обнаружили фрагменты росписи. Одну картину уже раскрыли и восстановили, еще одну продолжают реставрировать. Кроме того, в ближайшее время приступят к расчистке и восстановлению оставшихся двух.
«Картины находятся на холстах, которые приклеены к слоям штукатурки. Специалисты понимали, что основанию под картинами уже очень много лет. Поэтому реставраторы должны обладать большим опытом, важно правильно подобрать химические составы, чтобы раскрыть живопись и не повредить ни красочный слой, ни холст», — отмечает куратор проекта реставрации и приспособления павильонов на ВДНХ от городского Департамента капитального ремонта Игорь Пурынов.
Сейчас в павильоне обустраивают цокольный этаж, там разместят современное инженерное оборудование. Также в порядок приводят каскадные фонтаны: они вновь украсят фасады здания, как это было почти 60 лет назад. Планируется, что полностью реставрация завершится в 2022 году.
В павильоне «Микробиологическая промышленность» основные работы по воссозданию интерьеров завершили на прошлой неделе. Отреставрированы кровля и фасад, восстановлены резной фронтон с цветами масличных растений и лепнина, а также необычный орнамент и живопись на потолке — их специалисты обнаружили во время реставрации.
«В одном из залов мы раскрыли роспись, которая была закрашена еще до открытия обновленного павильона “Хлопок” в 1954 году. В боковых кессонах потолка на темно-зеленом фоне были изображены орнаменты, похожие на среднеазиатские. Видимо, их изобразили в тот момент, когда павильон переименовали в “Хлопок”, чтобы подчеркнуть связь с хлопководством. На центральных кессонах потолка этого зала еще были изображены растения, связанные с масличными культурами (им павильон был посвящен с 1939 по 1953 год). Но видимо, перед самым открытием такое соседство разных орнаментов не понравилось, и боковые росписи закрасили белым цветом. Раскрыть их удалось только сейчас», — рассказала Анастасия Замаренова, главный архитектор проекта реставрации павильона № 30 «Микробиологическая промышленность».
Территорию вокруг павильона благоустроили, а специалисты продолжают реставрацию фонтана в виде букета из масличных растений, расположенного во внутреннем дворике. Работы планируют завершить в 2022 году.
Улица Бурденко, дом 23
В районе Хамовники можно встретить редкий образец деревянного зодчества — дом Палибина. Одноэтажный особняк серого цвета построили в 1818 году по заказу директора чертежного отдела Московской межевой канцелярии Гаврилы Палибина.
В 2019 году провели противоаварийные работы. В прошлом году началась реставрация, но работы проводили только в подвале. В этом году комплексную реставрацию продолжили. До наступления холодов специалисты закончат фасадные работы. Здание покрасят в исторический серо-голубой оттенок, также реставраторы воссоздадут утраченный декор ворот и ограды.
Одновременно специалисты работают внутри особняка. Они отреставрируют уникальные печные изразцы, которые сохранились в доме, а также наборный паркет, двери и другие детали интерьера. На стенах сохранят участки исторических обоев с росписями XIX века.
После завершения реставрации особняк Палибина будет открыт для москвичей: здесь организуют выставочное пространство.
Китайгородский проезд, дом 9
На Москворецкой набережной началась реставрация крупнейшего здания дореволюционного периода. Комплекс зданий Московского императорского воспитательного дома заложили еще при Екатерине II в 1764 году.
Воспитательный дом — самое значительное сооружение раннего классицизма, его возвели по проекту Карла Бланка. Выдающимся здание делают его масштаб (фасад протянулся вдоль набережной на 379 метров) и множество архитектурных деталей. Примечательно и то, что дом на берегу Москвы-реки расположен на одной красной линии с Кремлем.
Интересна и судьба этого ансамбля: его достраивали на протяжении нескольких веков. Так, главный корпус и западное каре, как и задумывал Карл Бланк, возвели еще в XVIII веке. А восточное каре построили только в 1960-х — инициатором проекта стал советский архитектор Иосиф Ловейко. Пережил воспитательный дом и страшный пожар 1812 года. Несмотря на то что Китай-город был практически весь уничтожен огнем, служителям дома удалось спасти главное здание.
Специалисты провели противоаварийные работы, внутри установили поддерживающие деревянные конструкции и металлические бандажи, а также усилили фундамент. Завершен монтаж особых строительных лесов, их разработали специально для реставрации памятника.
Кроме того, заканчивается реставрация центральной части ограды воспитательного дома с въездными воротами. Ограда состоит из более чем трех тысяч элементов, из них 2550 (почти 80 процентов) отреставрировано, а 950 восстановлено. Осталось завершить работы по белокаменной цокольной части ограды.
Колпачный переулок, дом 5, строения 1–4, 6 и дом 7, строение 2
В Колпачном переулке реставраторы восстанавливают городскую усадьбу Андрея Кнопа и усадьбу Четверикова — Кнопа. Оба здания возвели на рубеже XIX–XX веков.
Городская усадьба Андрея Кнопа похожа на готический замок — главное здание отличают зубчатые башенки и разнообразие геометрических фигур. Особняк построили в 1900 году по проекту архитектора Карла Треймана.
Усадьбу Четверикова — Кнопа возвели в 1869 году в стиле эклектики по заказу Федора Кнопа, брата известного промышленника.
Во время подготовки к реставрации специалисты обнаружили уникальные детали внутреннего убранства. В особняке Четверикова — Кнопа была найдена альфрейная живопись (рисунки, нанесенные на невысохшую штукатурку), керамические воздухоотводы и паркетные полы. Все оригинальные декоративные детали в усадьбах восстановят, интерьерам вернут исторический облик. Специалисты отреставрируют парадные залы, жилые комнаты, приведут в порядок окна, двери, лестницы и кровли, укрепят фундаменты зданий, отремонтируют перекрытия и обновят инженерные коммуникации.
Работы завершат в 2023 году. После окончания реставрации в усадьбе откроют фамильный музей.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024