Общее дело: как город и бизнес сохраняют памятники архитектуры

15 ноября 2021
Строительство и реконструкция

В Москве насчитывается более 8,5 тысячи объектов культурного наследия (ОКН), многие из которых известны во всем мире. В них отражены судьбы поколений, история города и страны. Разнообразие стилей архитектуры во многом сформировало уникальный образ столицы.

Сохранять культурное наследие в развивающемся мегаполисе — задача непростая. За состоянием, содержанием, сохранением и использованием ОКН следят специалисты Департамента культурного наследия Москвы. Под их надзором находятся памятники федерального и регионального значения, за исключением тех, которые охраняет Минкультуры России.

Многие уверены, что здания, представляющие историческую и художественную ценность, принадлежат государству. Однако это не так — множество объектов культурного наследия находятся в частной собственности, поэтому за их состояние отвечают владельцы.

Без надзорных мероприятий многие уникальные строения просто исчезли бы, поскольку не все собственники готовы к тому, чтобы обслуживать и реставрировать памятник. Для них законодательство предусматривает несколько мер воздействия — выдачу предписаний на проведение необходимых работ, привлечение к административной или уголовной ответственности как за действия, так и за бездействие в отношении ОКН, судебное понуждение о проведении работ. Крайняя мера — изъятие памятника из собственности.

Фото Д. Гришкина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

«Процесс выглядит следующим образом: наши инспекторы приходят на объект, видят нарушения, выдают предписание и возбуждают дела об административном правонарушении, если на то есть основания. Когда подходит срок исполнения, приходим вновь, смотрим, сделано или нет. Если нет, даем новое предписание, снова привлекаем к административной ответственности, после чего в случае бездействия собственника идем в суд. И крайняя мера — механизм изъятия по суду. Кстати, многие начинают хоть что-то делать именно на последнем этапе, ходатайствуя о мировом соглашении, которое, естественно, ни от каких обязанностей по приведению ОКН в порядок не освобождает», — отмечает Сергей Добрянин.

Специалисты фиксируют все нарушения и устанавливают сроки для их устранения. К примеру, если речь идет о необходимости повесить надпись с указанием того, что здание или памятник являются объектом культурного наследия, сроки небольшие. Если требуется локальный ремонт, в частности покраска фасадов, срок, естественно, больше. Если объекту нужна научная реставрация, дело может затянуться на несколько лет, после чего собственнику все равно придется отчитаться о выполненных работах.

Важно отметить, что для решения тех или иных задач на объекте культурного наследия можно привлекать только организации, у которых есть лицензия Министерства культуры Российской Федерации.

Профилактика и предостережения

Офис или ресторан в особняке с историей — это престижно, но владение таким зданием накладывает определенные обязательства, незнание о которых не освобождает от ответственности. По словам Сергея Добрянина, в последнее время гораздо больше внимания уделяют профилактике.

«Существует специальный раздел на сайте Мосгорнаследия, где можно узнать, на что собственник имеет право, а на что — нет. Проходят лекции, презентации и многое другое. Как показывает практика, это приносит плоды. Пусть количество нарушений остается примерно таким же, но меняется их характер. Если раньше они касались, скажем, проведения несогласованных работ или причинения вреда памятнику, то теперь речь идет скорее о несоблюдении сроков и ошибках в отчетности», — говорит эксперт.

В качестве профилактической меры существует и система выдачи предостережений. Иными словами, если у надзорного органа есть сведения о том, что на объекте культурного наследия могут начаться противоправные работы, собственника предупреждают. В предупреждении указывается, что все должно проводиться по утвержденному регламенту, по согласованной проектной документации, при наличии авторского и технического надзора и под контролем профильных специалистов. Иные шаги будут незаконными и могут попасть либо под административную, либо под уголовную ответственность.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Мелочей не бывает

Судебные разбирательства с собственником со стороны Департамента культурного наследия — дело нередкое. Иногда они затягиваются на несколько лет. Так произошло, например, с одним из старейших кинотеатров столицы. «Форум» был построен до революции и наряду с «Художественным» и «Колизеем» был одним из первых городских электротеатров. Последний сеанс здесь состоялся в 1994 году, после здание перестали использовать как кинотеатр, и оно постепенно разрушалось.

«Мы согласовали проектную документацию по реставрации, но владелец бездействовал. Департамент продолжил понуждать собственника провести работы по сохранению объекта, в том числе через суд. Наконец у собственника сменился учредитель, было заключено мировое соглашение. В итоге работы начались в прошлом году. И мы надеемся, что в оговоренные сроки реставрация успешно завершится, а москвичи увидят обновленный “Форум”, исторический облик которого будет сохранен», — говорит Сергей Добрянин.

Есть и другие примеры. Главный дом городской усадьбы купца Шибаева представляет особую ценность как пример типовой застройки Таганки 20-х годов позапрошлого века. Также это одно из немногих деревянных сооружений, построенных в стиле ампир. Впрочем, здание могло бы быть безвозвратно утеряно, если бы в 2018 году Арбитражный суд Москвы не удовлетворил иск Мосгорнаследия об изъятии объекта у собственника, который лишь после этого решил пойти на мировое соглашение.

Сейчас в здании провели демонтажные работы и начали устройство новых железобетонных стен и перекрытий цокольного этажа.

Впрочем, до суда доходит не всегда. Наоборот, все больше случаев, когда владельцы своевременно исполняют выданные предписания. Например, в доме на Большой Садовой улице, в котором с конца 1921 по 1924 год жил Михаил Булгаков, были разные входные группы: исторические (в жилые подъезды) и современные (в коммерческие помещения).

Фото М. Денисова. Mos.ru

«У этого дома несколько владельцев. Мы обязали их оформить все входы по единому историческому образцу и раскрыть подвальные окна во дворе. Казалось бы, входные группы и подвальные окна — мелочь. Но, во-первых, это сказывается на эстетическом восприятии здания, а во-вторых, если бы собственники не начали эту “мелочь” делать, их помещения в конце концов могли бы изъять в пользу государства. На сегодняшний день шесть владельцев работы провели и сдали, двое — на очереди», — отмечает Сергей Добрянин.

Примерно 500 объектов культурного наследия находятся сейчас в процессе сохранения или реставрации. Их список регулярно пополняется благодаря обращениям москвичей.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
МОСТЫ

Тайны Живописного моста

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies