На старой сцене Театра Олега Табакова представили спектакль «Ночь в отеле». Это первая постановка Владимира Машкова в качестве художественного руководителя. В основе спектакля – пьеса британского драматурга Терри Джонсона Insignificance. В буквальном переводе это слово означает «незначительность», «ничтожность», «мелочь». Речь в пьесе, впрочем, идет об очень важных и значительных личностях ХХ века.
Пьесу Insignificance Терри Джонсон написал в 1982 году. Американский драматург решил пофантазировать: что, если в одном номере нью-йоркского отеля в 1953-м встретятся Ученый, Актриса, Сенатор и Спортсмен? К чему приведет эта встреча? О чем они будут говорить? Джонсон намеренно не называет имен, но прототипы героев узнаваемы. Это Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и ее муж бейсболист Джо Ди Маджо, а также сенатор-республиканец Джозеф Маккарти – непримиримый борец с сочувствием коммунистическим идеям в США.
«В России пьеса ставится впервые. Об этой исторической встрече – была она или нет – спорят историки. О пьесе я слышал давно, и когда увидел ее в переводе, она заинтересовала меня актерской основой, трудными задачами для актеров. Это могут сыграть только большие артисты», – рассказывает режиссер Владимир Машков.
Ночью в номер Ученого, приехавшего в город по делам, приходит Актриса, восхищенная его талантом и умом. Несколько часов назад у нее была фотосессия, о которой вскоре узнает весь мир, но она не думает о том, как получилась на снимках. Больше всего ей хочется обсудить с Ученым теорию относительности. Однако разговор о науке прерывается яростным стуком в дверь: это пришел муж Актрисы. Пожираемый ревностью Спортсмен выбьет дверь, ввалится в номер и обвинит жену в неверности.
Но главный конфликт назревает между Ученым и Сенатором. Сенатор хочет убедить оппонента сотрудничать с властями. Ученый противится, Сенатор начинает его шантажировать. Жизнь каждого из них изменится после этой ночи.
Сюжет пьесы может показаться знакомым – например, тем, кто интересуется кино. В 1985 году британский режиссер Николас Роуг снял по пьесе одноименный фильм. Картина, в России известная под названием «Ничтожество», была отмечена Гран-при жюри Каннского кинофестиваля.
«Пьеса намного сложнее фильма Роуга. Скажу честно: сейчас мне ясно, что я не до конца поняла ее, когда смотрела экранизацию. Теперь я вижу огромное количество пластов, заложенных в произведении», – говорит Ольга Красько, сыгравшая Актрису.
Спектакль начинается с исторической метафоры – с железного занавеса, разделяющего зрительный зал и сцену, как когда-то СССР и США. В отличие от того, незримого, за этот занавес заглянуть гораздо проще. Он поднимается и открывает уютно освещенный гостиничный номер с видом на оживленную нью-йоркскую улицу.
Аллюзии – во всем. Актриса появляется в том самом знаменитом развевающемся платье, в котором Мэрилин Монро снимали над вентиляционной шахтой (съемки происходили как раз накануне этой ночи).
«И эти узоры на стене: если вы вглядитесь, увидите очертания ядерного гриба. Этот ковер, этот викторианский стиль, Эйнштейн с босыми ногами. Здесь все не случайно», – подсказывает режиссер.
Машков говорит, что в его спектакле собраны все жанры – комедия, драма, детектив, мелодрама. Поэтому артистам надо было не только полностью вжиться в роли, но и продумать для персонажей абсолютно разные эмоции и реакции. Подготовка началась задолго до репетиций. Народному артисту России Авангарду Леонтьеву, перевоплотившемуся в Ученого, пришлось засесть в библиотеке.
«Я пытался читать книжки об Эйнштейне, которые издавали у нас в 1950-е. Там много формул, научных терминов, и это для меня было тяжело. А потом я нашел книгу Максима Чертанова, которая не так давно вышла в серии “Жизнь замечательных людей”. И вот она мне очень помогает. Могу сказать, что главная страсть у моего героя была к Вселенной, и он сделал все, чтобы этот роман длился всю жизнь», – рассказывает артист.
Свою героиню изучала и Ольга Красько. Она проводила фотосессии, читала дневники и книги о Мерилин Монро, пересматривала фильмы с ее участием.
«Мне кажется, какие-то основные вещи я про нее знаю, я стала лучше ее понимать, – говорит актриса. – Тот экранный образ, к которому все привыкли, яркий, красивый, – это не она. Настоящая Норма Джин боится камеры, заикается. Но при этом она очень искренна, непосредственна, остроумна. Все, кто ее знал, говорили, что она похожа на ребенка».
Чуть больше месяца назад в театре прошла еще одна премьера – обновленный «Ревизор» Сергея Газарова, в котором Машков сыграл городничего Сквозник-Дмухановского. Оба спектакля – хиты: на январские и февральские показы «Ночи в отеле», например, билетов уже нет, но можно оставить заявку. Или дождаться весны.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Троице-Лыково в Строгино