«Не просто место на карте». Куратор выставки «Внутренняя Таруса» – о том, как ее смотреть

2 декабря 2019
Выставки

1 ноября в Доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка «Внутренняя Таруса», посвященная феномену города и пересечению судеб его известных жителей. О том, как устроена выставка и какие истории из советского периода жизни Тарусы в ней отражены, рассказывает ее куратор начальник экспозиционно-выставочного отдела музея Наталья Шаинян.

Совместный проект двух музеев 

Выставка «Внутренняя Таруса» – результат сотрудничества Дома-музея Марины Цветаевой и Музея Константина Паустовского. Для обоих литераторов небольшой городок в Калужской области был больше, чем просто географической точкой. Цветаева в детстве жила здесь летом и позже воспела Тарусу в стихах и прозе. Паустовский впервые оказался в этом городе уже взрослым и нашел в нем покой и уединение для творческой работы. Но эта связь – не главная тема выставки.

«Мы задумались о том, что Таруса – это центр пересечения судеб Константина Паустовского и дочери Марины Цветаевой Ариадны Сергеевны Эфрон, – рассказывает куратор выставки Наталья Шаинян. – Стали размышлять о том, что привело в Тарусу не только их, но и многих других людей. Этот город – не просто место на карте, овеянное какими-то легендами Серебряного века. С ним связано явление внутренней эмиграции, поиска альтернативы советской реальности. Эта выставка – очень редкий случай для нашего музея, когда мы так сильно уходим от нашей постоянной тематики – имени и творчества Марины Цветаевой и заглядываем уже в другую эпоху – время оттепели».

Контекст времени 

Выставка начинается с прохода по стилизованному коридору, похожему на те, которые встречали советских граждан в любом учреждении. Двухцветные стены – зеленые снизу и белые сверху, ковровая дорожка, кадки с фикусами. На стенах – фотографии, которые иллюстрируют противоречивую картину эпохи оттепели, делают ее объемной. Каждому году – с 1956-го до 1968-го – соответствует карточка с исторической справкой. «Нам хотелось дать сплошной визуальный ряд информационного потока, который несся на советского человека того времени», – объясняет куратор.

Началом оттепели считается 1956 год – тогда на XX съезде ЦК КПСС прозвучала речь Никиты Хрущева «О культе личности и его последствиях». Хотя ее текст не попал в официальную прессу, советские граждане знали основные тезисы, а ХХ съезд стал синонимом свободы. Однако на стене рядом со снимками с XX съезда висит фотография, сделанная в том же году во время вторжения советских войск в Будапешт.

Рядом со свободой и культурным подъемом – жесткие рамки ограничений. Яркий пример – 1958 год, который ознаменовался признанием на международном уровне двух советских творцов. Фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» завоевал главный приз Каннского кинофестиваля, став первой и последней советской картиной, отмеченной Золотой пальмовой ветвью. Советские газеты отреагировали на новость о триумфе работы соотечественника весьма сдержанно. В том же году Нобелевский комитет присудил премию Борису Пастернаку за роман «Доктор Живаго». Писателю пришлось отказаться от нее под давлением властей.

В годы оттепели произошли события, особенно важные для Дома-музея Марины Цветаевой: первый вечер поэзии Марины Ивановны в Центральном доме литераторов и выпуск первого за предшествующие более чем 40 лет сборника стихов поэта.

«Финал оттепели каким-то удивительным образом рифмуется с ее началом: она началась со вторжения в Венгрию, а закончилась входом танков в Чехословакию. После этих событий стало ясно, что “социализма с человеческим лицом” даже на территории государства соцлагеря Советский Союз допустить не может», – рассказывает Наталья Шаинян.

Центр внутренней эмиграции 

Из холодного казенного коридора мы попадаем в уютный деревенский дом. Легкий белый тюль, скрипучие деревянные половицы, теплый приглушенный свет, печатная машинка, старый семейный фотоальбом воссоздают атмосферу писательской дачи. В похожих интерьерах тарусских домов искали убежища и вдохновения многие советские литераторы.  

«Таруса – не просто дивной живописности городок. Это до сих пор труднодоступное место, а в те времена добраться туда было целым путешествием. Именно поэтому ее в качестве своей летней писательской резиденции выбрал Константин Георгиевич Паустовский, после того как обожаемая и воспетая им Мещера стала местом массового туризма», – рассказывает куратор.

В одно время вместе с Паустовским в Тарусе оказался и Николай Заболоцкий, который провел там два последних лета своей жизни. Этот период стал для поэта одним из самых успешных в творческом плане – тогда он написал более 30 стихотворений. Их соседями в Тарусе были бывшие заключенные, которые из-за правила 101-го километра были вынуждены жить в отдалении от крупных городов.

«Вернувшаяся из ссылок и тюрем интеллигенция очень скоро образовала в Тарусе свое сообщество, где можно говорить, думать и творить свободно, не вспоминая о всеслышащих ушах и всевидящих глазах», – рассказывает куратор.

Главные экспонаты этой части выставки – открытки Ариадны Эфрон, телеграммы и письма, которые Паустовский получил от Николая Заболоцкого, семьи Тарковских, писателей Фриды Вигдоровой и Юрия Казакова, страницы рукописей Паустовского, Булата Окуджавы, мемуаров Валерии Цветаевой и фотография Марлен Дитрих с автографом, подаренная актрисой Константину Георгиевичу.

«Тарусские страницы» 

Центральный экспонат выставки – легендарный альманах «Тарусские страницы», вышедший в Калужском книжном издательстве в 1961 году. Сборник, составителем которого выступил Константин Паустовский, стал первой в СССР не самиздатовской книгой, не прошедшей цензуру. Никто из цензоров до выхода книги в печать не видел сборника целиком – каждый держал в руках лишь отдельные произведения.

«Прямо ночью после публикации молодые редакторы из типографии забирали тюки с книгами, забрасывали их в машины, которые тут же неслись в Москву. Весь тираж разлетелся мгновенно», – рассказывает куратор выставки.

Идея выпуска альманаха принадлежала двум молодым редакторам Калужского издательства – Николаю Панченко и Роману Левите. Приглашенный ими Паустовский настоял на том, чтобы в сборник вошли произведения не только представителей его поколения, но и молодых авторов. Благодаря этому на страницах альманаха соседствовали Марина Цветаева и Булат Окуджава, Александр Блок и Борис Слуцкий. Дом писателя в Тарусе стал местом сбора неформальной редакции, в которую вошли также Борис Балтер, Владимир Кобликов и Аркадий Штейнберг.

Изначально предполагался тираж 75 тысяч экземпляров, но успели выпустить лишь 31 тысячу. Вскоре после выхода «Тарусских страниц» прогремел грандиозный скандал, который дошел до руководства страны и не мог не иметь последствий. Противостояние издателей альманаха и властей отражено в экспозиции: напротив витрины с экземплярами альманаха, словно по другую сторону баррикад, помещено постановление бюро ЦК КПСС по РСФСР «О наказании лиц, причастных к выпуску из печати сборника “Тарусские страницы”». Cтрогие выговоры получили директор Калужского издательства и секретарь Калужского обкома партии, редактор Роман Левита был уволен.

На выставке альманаху отведен отдельный зал. Здесь представлены два экземпляра: один принадлежал сестре Марины Цветаевой Анастасии Ивановне, а другой – Елене Коркиной, исследовательнице наследия поэта и старшему научному сотруднику Дома-музея Цветаевой. На последнем свою дарственную надпись оставила Ариадна Эфрон: «Милому другу Лене – этот, ныне реликтовый альманах на добрую память о Тарусе и тарусянах».

«Этот альманах как будто не замечает обязательного для всех антологий, сборников, учебников, энциклопедий категорического водораздела, каким для официального советского литературоведения был 1917 год. Здесь представлен другой, человеческий и внятный взгляд на русское искусство как на некую художественную, идейную и смысловую непрерывность», – подчеркивает куратор выставки.

Отдельные тексты альманаха стали содержанием видео-арта, который подготовила художник выставки Василина Харламова вместе с актерами объединения «Июльансамбль». Их работа проецируется на одну из стен в этом зале.

Таруса сегодня 

Своеобразный эпилог к выставке – последний зал, посвященный жизни старинного русского города в XXI веке. Здесь можно посмотреть шесть документальных киноновелл, снятых Олесей Акинфеевой и Владиславом Кузьминым. Среди рассказчиков – внучка Анастасии Цветаевой Ольга Трухачева, дочь поэта Арсения Тарковского Марина, названная дочь Паустовских Галина Арбузова, речник Евгений Гнилозуб, директор Дома-музея Цветаевых в Тарусе Елена Климова, вышивальщица Надежда Хвощева и другие.

«Мы очень постарались сделать так, чтобы у посетителей не оставалось ощущения, что сегодня Таруса – это памятник ее прошлому, – рассказывает Наталья Шаинян, – на самом деле это место, которое продолжает жить, и оно ни на что не похоже».

Побывать в Тарусе, не уезжая из Москвы, можно на выставке «Внутренняя Таруса», которая открыта в Доме-музее Марины Цветаевой до 2 февраля 2020 года.

Бесплатно посетить музей можно каждое третье воскресенье месяца. Ближайший день для этого – 15 декабря.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies