В Москве находится более 8,5 тысячи объектов культурного наследия — уникальных памятников истории, культуры и архитектуры. Наряду со специалистами столичного Департамента культурного наследия вопросами профессионального изучения и ухода за памятниками и произведениями монументального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства занимаются общественные организации. Их цель — не только восстанавливать исторический облик объектов, но также привлекать внимание к реставрационному делу и воспитывать новое поколение мастеров.
Основанная в 2004 году Российская ассоциация реставраторов (РАР) сейчас насчитывает десятки реставрационных компаний и проектных институтов по всей стране.
Участники организации воплотили большое количество проектов, их высокое мастерство подтверждают многочисленные награды конкурса «Московская реставрация».
Специалисты одной из компаний, например, получили награду за реставрацию фонтанов «Дружба народов» и «Каменный цветок» на ВДНХ. Лучшими проектами реставрации другой компании были признаны палаты XVII века (Архангельский переулок, дом 10, строение 2) и особняк Зиминых (Дегтярный переулок, дом 8, строение 3). Еще один коллектив реставраторов был удостоен наград за возвращение исторического облика 50 произведениям садово-парковой скульптуры музея-усадьбы «Кусково» (улица Юности, дом 2) и 23 надгробиям некрополя Донского монастыря XVIII–XX вв. (Донская площадь, дом 1).
Одно из важных направлений деятельности ассоциации — работа по воспитанию молодежи, сохранению и укреплению традиций предыдущих поколений реставраторов.
«В 1990-е годы у нас образовался большой пробел: еще живы наши архитекторы, реставраторы, проектировщики — потрясающие специалисты, которым уже за 70, а среднее звено у нас очень маленькое, преемственность потеряна. Поэтому мы сейчас делаем большой акцент на работе с учебными заведениями, со студентами, с молодежью, у нас есть программы даже для детей», — говорит Татьяна Черняева.
Например, на встречах профориентационного курса «Сохраним» подросткам рассказывают про производственные профессии и специальности, такие как художник-реставратор, архитектор-реставратор или реставратор-строитель. Для этого ребят приглашают на занятия, которые проходят в реставрационных мастерских и в профильных учебных заведениях.
Помимо прочего, РАР поддерживает деятельность волонтерских движений в сфере сохранения объектов культурного наследия (в том числе работу Волонтерского реставрационного центра в Москве), участвует в разработке программ школ для волонтеров.
Еще один проект ассоциации — «Маленький реставратор» — рассчитан на детей в возрасте от шести до 11 лет. Для них устраивают интересные занятия и мастер-классы, знакомят с городскими памятниками архитектуры. По словам Татьяны Черняевой, результаты этой работы налицо.
«Я вижу, что наши маленькие реставраторы начинают больше интересоваться наследием, когда чувствуют сопричастность, когда понимают, что сами могут участвовать в его сохранении, заботиться, оберегать — рассказывая, например, родителям и друзьям, почему нельзя тереть памятники “на счастье”. Ежегодно они участвуют в профилактическом уходе за скульптурой. А еще, занимаясь волонтерскими школами, я вижу людей, которые в свободное время хотят помогать сохранять памятники. Когда я спрашиваю, что ими движет, многие отвечают: желание быть сопричастным чему-то очень важному и ценному. Наверное, это генетически есть в нас — чувство самосохранения. Оно не только про сохранение жизни, но и про сохранение нашего “культурного кода”, нашей связи с прошлым и будущим», — говорит она.
Свои плоды приносит и сотрудничество ассоциации с иностранными коллегами, благодаря которому укрепляются позиции отечественной реставрационной школы на международной арене. Обмен опытом происходит во время выставок и конференций. Организация, в частности, проводит тематические мероприятия в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума (ПМКФ), а также международной выставки Denkmal. Одним из последних таких мероприятий была панельная дискуссия в рамках ПМКФ-2019 «Театр и наследие», на которой российские, французские и итальянские архитекторы говорили о реставрации зданий театров, в том числе на примере московского музыкального театра «Геликон-Опера». Ранее проходили круглые столы в рамках ПМКФ и Denkmal, посвященные ремонту и реставрации домов-памятников, профессиональному образованию и аттестации реставраторов.
Значительный вклад в сохранение культурного наследия Москвы вносит Союз реставраторов России. Благодаря представителям этого сообщества преобразились памятники, которые считаются визитной карточкой города и входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
По словам Вячеслава Фатина, миссия организации заключается в объединении специалистов, способных положительно повлиять на ситуацию в сфере сохранения культурного наследия, и популяризации реставрационного дела.
«Это самое основное — объединить реставраторов всех поколений, не только опытных с большим стажем, но и молодых, которые будут перенимать опыт, а в дальнейшем на их плечи ляжет основная нагрузка по реставрации культурного наследия Москвы. Исходя из этого, мы стараемся не только популяризировать реставрационное дело, но и всячески содействовать его развитию. В частности, устраиваем для молодежи разного рода мероприятия — например, выездные школы реставрации, где студенты из разных регионов выезжают куда-то, либо мы приглашаем их в Москву и проводим реставрацию икон, бумаги, объектов культурного наследия, показываем основные приемы, которые в дальнейшем пригодятся им в работе», — рассказывает он.
На базе организации действует Координационный центр профессиональной подготовки. Союз реставраторов России подписал соглашения о сотрудничестве с рядом профильных учебных заведений, где направленные организацией учебные группы могут получить знанияи навыки для дальнейшей работы по реставрации и консервации объектов культурного наследия.
Союз Реставраторов России дважды становился оператором крупнейшего международного форума по вопросам реставрации и сохранения памятников Denkmal, который традиционно объединяет экспертов из разных стран, способствует обмену опытом и установлению профессиональных контактов.
Взаимодействие с иностранными коллегами происходит и в рамках реставрационных школ, где специалисты могут обменяться знаниями и изучить новые технологии.
«Самые методически похожие практики — это русская и итальянская реставрационные школы. С итальянскими специалистами у нас самое тесное сотрудничество. В рамках совместной реставрационной школы наши преподаватели ездили читать лекции в Италию, а итальянские, соответственно, читали лекции здесь, — говорит Вячеслав Фатин. — Коллег очень интересует наше деревянное зодчество. Если говорить о Москве, безусловно, всех интересует собор Василия Блаженного. Мы очень часто знакомим европейских коллег с отечественными технологиями реставрации, последнее время знакомили с реставрацией ВДНХ. Там проводится грандиозная работа, коллеги об этом знают и стараются туда обязательно попасть. Мы организуем экскурсии, рассказываем, показываем. Все это происходит в тесном сотрудничестве с Департаментом культурного наследия».
Организация также уделяет большое внимание законотворческой деятельности: участвует в разработке проектов, касающихся проведения реставрационных работ, занимается защитой интересов организаций и отдельных специалистов и развитием частно-государственного партнерства в области реставрации.
Глава Союза реставраторов России отмечает, что за последние годы ситуация с объектами культурного наследия в Москве изменилась к лучшему. Отреставрировано большое количество памятников, взяты под охрану новые объекты, и очень важно эту работу продолжать.
«Культурное наследие — это наша история, наши корни. Мы должны это сохранять и передавать будущим поколениям, иначе у нас ничего не останется. Если мы будем пренебрежительно относиться к этому, то не успеем и моргнуть, как у нас не будет ни одного исторического объекта, а вместе с тем и нашего прошлого, которое нам необходимо передавать будущему. Многие наши объекты являются общемировым достоянием, поэтому у нас есть ответственность перед потомками», — заключает он.
Еще один пример успешного участия общественной организации в жизни города — работа движения «Вспомнить все». Организация появилась в Москве в 2012 году — первым ее проектом стала реставрация старинной вывески «Аптека» на доме 22 на Малой Бронной улице. Обнаружили ее совершенно случайно во время ремонта фасада. Очень быстро решили вопрос с разрешением на реставрацию, необходимую собрали сумму. В дальнейшем команда единомышленников реализовала еще 14 проектов, привлекая средства с помощью краудфандинга.
В результате фасад дома 1/2, строения 1 в Певческом переулке украсило редкое кирпичное клеймо 1920-х годов одного из крупнейших советских предприятий по выпуску кирпичей «М.С.Н.Х. Моссиликат». А на Садовом кольце (Большая Сухаревская площадь, дом 16/18) установили отреставрированные окна-люксферы дореволюционных времен, изначально придуманные для освещения городских подвалов.
Общественное движение «Вспомнить все» занимается преимущественно поиском и реставрацией исторических вывесок. Восстановление одной в среднем занимает месяц-полтора, но специалисты берутся не за все проекты, а выбирают наиболее интересные.
Бывает, что на восстановленных объектах специально оставляют следы предыдущих переделок или неудачных попыток их замаскировать. Так случилось, например, с парной вывеской знаменитого Дома фарфора Товарищества М.С. Кузнецова на Мясницкой улице (дом 8/2). После революции покрытые сусальным золотом буквы, выбитые на гранитных плитах, закрыли щитами, а затем закрасили. Спустя более чем 100 лет, во время ремонта здания, буквы решили заштукатурить и пропилили их шлифовальной машиной. Восстановив вывески, специалисты оставили эти надрезы нетронутыми.
Похожий случай был и с чугунным столбом, примыкающим к дому 6 в Брюсове переулке. Это часть ограды несохранившейся усадьбы XVIII века, за это время его неоднократно перекрашивали — реставраторы насчитали десять слоев краски. После того, как со столба убрали ржавчину, заделали трещины и заполнили внутреннюю часть керамзитом, поверхность покрыли защитным слоем лака, но в двух местах все же оставили наслоения краски — в память о непростой судьбе этой архитектурной детали.
Основная цель движения «Вспомнить все» — сохранить историю старой Москвы. По вопросам согласования реставрации специалисты регулярно обращаются в столичный Департамент культурного наследия, и, по словам Натальи Тарнавской, в большинстве случаев все удается решить без особых сложностей.
«Противодействие может возникнуть там, где мы некорректно ставим задачу, но мы уже научились понимать, что можно делать, а что нельзя. Мы не приходим в Департамент и не говорим: “Разрешите нам сделать реставрацию без проекта ”. Мы вместе с ними придумываем, как нам, условно говоря, подробить работу на маленькие этапы, которые требуют более упрощенной системы согласования. И в этом их помощь — они не заставляют нас идти в службу одного окна и общаться там, не понимая, кто с кем разговаривает, а смотрят на работу, которую мы делаем, разбираются в ней и направляют к конкретным людям, которые могут ответить на наши вопросы», — отмечает она.
В ближайшее время специалисты планируют приступить к реставрации надписи, которая венчает здание электроподстанции на проспекте Мира, построенное в начале прошлого века.