В мае этого года режиссер и основатель театральной мастерской в Школе-студии МХАТ Дмитрий Брусникин стал директором экспериментального театрального центра новой драмы «Практика».
В театре продолжат отказываться от формирования постоянной труппы, но будут искать новые формы взаимодействия со зрителем, а также займутся работой над социально-значимыми спектаклями и организацией цикла тематических лекций-спектаклей. Планируется открытие и собственной мастерской, в рамках которой будут показывать выпускные спектакли студентов театральных вузов.
Дмитрий Брусникин рассказал о том, почему современный театр — это театр без постоянной труппы, о чем хотят рассказать молодые актеры и как мультимедиа, поэзия и хореография помогают драматургии.
Любой театральный организм в разные периоды времени пребывает в разных ипостасях, и театр, который создавал Эдуард Бояков 13 лет назад, был, конечно, очень к месту. В тот период, когда и жизнь вокруг была совершенно иной, и потребности людей, Эдуард угадал, что Москве нужно такое место, которое могло бы знакомить зрителя с современной драматургией, с новыми текстами. Эта задумка была невероятно притягательна, и это место действительно объединило людей. Те идеи, что были заложены при создании театра, живы и сейчас.
Правда, теперь поиск новых театральных текстов несколько расширен и к нему надо подходить чуть-чуть иначе, как мне кажется. Одним из главных направлений театра останется современная драматургия. По сути, мы этим занимались и раньше, но… Теперь здесь будут проходить чтения, показы эскизов, образовательные проекты. Мы пытаемся понять современный театральный текст в расширенном виде — при помощи мультимедиа, поэзии, хореографии и других средств.
Главное преимущество театра «Практика» заключается в том, что здесь нет труппы. Мне кажется, это будущее театра в целом. Никаких трупп не будет. Потому что труппа — это невероятный груз, с которым очень трудно справляться. Это все досталось нам с незапамятных времен, и с этим ничего нельзя сделать. Пока.
Поэтому в «Практике» сейчас прекрасная ситуация, ведь наш театр — это, по сути, продюсерский центр, где на каждый спектакль подбирается особый состав людей. Сейчас мы переходим на проектное существование. Любой спектакль — это проект. Здесь не будет диктата и, как бы это сказать, палочного управления. Здесь будут открыты двери, сюда смогут приходить все, кто желает, и мы будем со всеми вести диалог. Мы будем помогать молодым талантам: и драматургам, и режиссерам, и актерам, и перформерам, и художникам.
Сегодняшние молодые люди довольно быстро взрослеют. Они претендуют на самовыражение гораздо раньше, чем 30, 20 и даже десять лет назад. Им есть что сказать. Они имеют право это делать. Потому что та советская практика, которая существовала раньше, уже изжила себя. Актер оканчивал театральный вуз, получал распределение и приходил в театр. В течение пяти, шести, а то и десяти лет он играл какие-то роли второго плана, участвовал в массовке, возможностей проявить себя было мало.
Моя идея состояла в том, чтобы дать возможность раскрыть свой потенциал. И мы это протестировали именно здесь, в «Практике»: начиная со второго курса ребята работают на профессиональной сцене. И это правильно. Чем раньше они выходят к зрителю, тем лучше. Одно дело, когда студенты выступают перед педагогами или родственниками, — это семейные радости. Другое дело — перед незнакомой аудиторией. Вот где настоящая проверка.
В июне режиссер Семен Александровский представит пьесу Михаила Дурненкова «Война еще не началась». Мне кажется, это чрезвычайно важная работа и по содержанию, и по теме. К сожалению, количество агрессии в нашем мире зашкаливает и такие понятия, как милосердие, человеколюбие, вообще куда-то пропадают, растворяются. Спектакль именно об этом — о том, как война проникла в нашу жизнь, как она поселилась и живет рядом, прямо здесь.
В сентябре зрители увидят постановку режиссера Марины Брусникиной по пьесе писателя Дмитрия Данилова. Он ступил на поле драматургии так серьезно и с таким успехом, что первая же его пьеса — «Человек из Подольска» — стала лауреатом «Золотой маски». Я много думал о том, почему писателю захотелось перейти к этой форме, к пьесе. И понял: ему необходим контакт. Романы не дают того взаимодействия, какое может дать театр.
Сначала вышла пьеса «Человек из Подольска», затем, вдогонку, Данилов написал пьесу «Сережа очень тупой». Мы решили объединить эти пьесы: артисты будут играть два спектакля параллельно на двух сценах и зрители смогут посмотреть сначала одну постановку, а вслед за ней сразу другую. А актеры, получается, дважды за вечер сыграют один и тот же спектакль.
Дмитрий Брусникин и выпускники его мастерской в Школе-студии МХАТ играли спектакли и организовывали театральные проекты на разных площадках Москвы. Среди них — Центр имени Всеволода Мейерхольда, «Театр.doc», «Практика». А в 2015 году было объявлено, что по решению Департамента культуры Москвы выпускники мастерской Дмитрия Брусникина будут работать в театре «Человек».