«Музыка должна звучать»: как проходит обучение в Московском государственном институте музыки имени Альфреда Шнитке

24 ноября
Культура

Здесь всегда звучит музыка — в коридорах, классах, залах. Одни студенты самостоятельно готовятся к занятиям, другие под руководством преподавателей превращают разрозненные ноты в мелодию, третьи репетируют с оркестром перед концертом. Официально в Московском государственном институте музыки имени А.Г. Шнитке занятия проходят в две смены — утреннюю и дневную, но большинство студентов остаются до 10 часов вечера. Между собой они, педагоги и ректор, называют учебное заведение «Музыкальным домом Шнитке».

24 ноября композитору, в честь которого назван этот необычный «дом», исполнилось бы 90 лет. О том, как празднуют юбилей в институте, какая специальность считается самой редкой и где можно попасть в живое пространство Альфреда Шнитке — в нашем репортаже.

От музыкальной школы до института

Краснокирпичное здание с белым портиком, колонны которого чем-то напоминают органные трубы, — так выглядит Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, расположенный на улице Маршала Соколовского, недалеко от станции метро «Октябрьское Поле». Из его окон доносятся звуки скрипки, балалайки, фортепиано, флейты, образуя вместе что-то вроде авангардной симфонии, которую наверняка оценил бы композитор.

Это учебное заведение не всегда было вузом. Изначально, в 1918 году, здесь открыли музыкальное училище имени Октябрьской революции для подготовки артистов по двум востребованным специальностям в Стране Советов: дирижеров-хористов и «народников», играющих на национальных русских инструментах. В 1949-м сюда и поступил 15-летний Альфред Шнитке. До этого он учился музыке в Вене, куда командировали после Великой Отечественной войны его отца, переводившего советскую литературу на немецкий.

«После он закончил Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, но своей главной школой считал именно наше учебное заведение. Говорил: “Если бы мне дали возможность начать сначала, я бы снова пришел сюда”. Примерно 30 лет назад, когда училище стало институтом, мы попросили у композитора разрешение увековечить в названии его имя, и тот согласился», — рассказывает ректор института Анна Щербакова.

Альфред Шнитке учился еще в старом здании, а современное для института построили в 1953-м. Теперь здесь целый комплекс: детская музыкальная школа имени Ю.А. Шапорина, колледж и вуз — единственный, подведомственный Департаменту культуры Москвы.

Анна Щербакова, ректор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке

«В столице нет другого подобного комплекса в сфере искусства, в который входили бы учебные заведения начального, среднего и высшего образования. В школе ребята проводят семь лет, в колледже — четыре года, в институте — пять лет по программе специалитета или шесть по Болонской системе (бакалавриат и магистратура). Далее многие студенты повышают квалификацию в аспирантуре и затем еще в ассистентуре (на стажировке). Столько учатся разве что медики, с которыми мы себя сравниваем: обе профессии связаны со служением высшей цели, к тому же музыканты — врачеватели душ», — говорит ректор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Анна Щербакова.

В образовательном комплексе работают 237 педагогов, среди которых народные артисты России и заслуженные работники культуры, а учатся около 800 человек. В институте по-прежнему остались кафедры хорового дирижирования и народного исполнительского искусства. Но появились и другие отделения: фортепианного искусства и струнно-смычкового, духовых и ударных инструментов, оперной подготовки, оркестрового дирижирования, философии, истории, теории культуры и искусства, секция концертмейстерского мастерства. А список инструментов включает практически все существующие — от балалайки до клавесина.

Детскому музыкальному театру юного актера — 35. История шести спектаклей из репертуараПуть в профессию и поиск себя: как учат воспитанников детской школы искусств «СТАРТ»

В одном пространстве со Шнитке

Альфред Шнитке ушел из жизни в 1998-м, но ректор и преподаватели рассказывают о нем так, будто он где-то рядом, наставляет и вдохновляет студентов. И пожалуй, это правда.

На стенах коридоров и классов — цитаты маэстро, например: «Творчество — это беспрерывный экзамен перед собой, беспрерывное “подозревание себя” в полной невозможности, но с этим надо справляться». Всюду афиши 1970-1980-х, когда Альфред Шнитке активно писал музыку. На первом этаже — панно, выполненное студентами Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова: портрет композитора, летающая клавиатура, скрипка, бабочки, ноты, скрипичные ключи — все на желтом фоне.

Это отсылка к сюрреализму в творчестве автора, в частности к его композиции «Желтый звук» по пантомиме Василия Кандинского. Альфреду Шнитке нравились фантасмагории и необычные сочетания цветов.

«А лет 20 назад вдова композитора Ирина Федоровна передала нам все его архивы, библиотеку и мебель и попросила расставить и разложить все так, как было у него дома в Гамбурге, где он проводил много времени, и в квартире на Ленинском проспекте. Так появился “Шнитке-центр”. Некоторые считают его музеем, а для студентов это живое, звучащее пространство, где проходят занятия и конференции. Любой предмет там разрешается трогать», — улыбается Анна Щербакова.

В «Шнитке-центре» пахнет старыми нотами и фетром, из которого делают вкладки между механизмами музыкальных инструментов. Здесь две комнаты. Первая — гамбургский кабинет Альфреда Шнитке: рояль, шкафы с наградами и партитурами, фотографии, четки и деревянное распятие на письменном столе (композитор исповедовал католицизм), колокольчики разных размеров.

Анна Алябьева, хранительница Центра Шнитке

«Альфред Гарриевич очень любил колокольный звон. Для него пространство отождествлялось с колоколом. Когда он работал, то и дело звонил в эти колокольчики, чтобы наполниться энергией. Мы как-то спросили его супругу, отдыхал ли он. Она ответила, что его отдых заключался в создании музыки, а если маэстро позволял себе перерыв, у него случался инсульт», — рассказывает заведующая кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, а также хранительница «Шнитке-центра» Анна Алябьева.

Во второй комнате находится библиотека Альфреда Шнитке, в основном на немецком языке, который он считал родным наряду с русским: собрания сочинений писателя Томаса Манна и композитора Вольфганга Амадея Моцарта, репродукции Иеронима Босха, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо — художников, чьи сюрреалистические картины навеивали ему музыкальные сюжеты.

«У нас есть проект “Мой Шнитке”: студенты берут какой-нибудь артефакт из этого центра и через него пытаются раскрыть и прочувствовать личность композитора. И действительно, все экспонаты тут говорящие. Вот, к примеру, целая подборка видеокассет с фильмами, для которых он писал музыку. Это и “Белорусский вокзал”, и “Маленькие трагедии”, и “Похождения зубного врача”. Многие не раз их смотрели и не догадывались, что автор мелодий — Шнитке», — рассуждает Анна Алябьева.

Индивидуально и с оркестром

Впрочем, звучащее пространство в стиле Кандинского в институте повсюду: в коридорах с синими, зелеными, красными стенами и мебелью студенты разучивают пьесы. В одном углу девушка разложила ноты и, отвернувшись к окну, никого не замечая, сосредоточенно водит смычком по скрипке, в другом юноша играет трели на баяне.

В одной из аудиторий профессор Кристина Шарабидзе тренирует магистранта-домриста: «Ты разделил одну музыкальную фразу на четыре. А теперь сыграл в конце быстрее, чем надо. Звук у тебя идет вверх, а не вперед!» Кстати, Альфред Шнитке писал музыку и для этого инструмента, например дуэт домры и органа в «Сюите в старинном стиле».

«Домра позволяет играть не только народные мотивы, но и современную музыку, построенную в стиле минимализма. Правда, в качестве академического инструмента она стала развиваться только с 1945-го, поэтому нет четкого понимания, как ее использовать на концертах, нет определенных методик преподавания», — делится Кристина Шарабидзе.

Тем не менее она, выпускница этого института, работает здесь уже 14 лет и даже получила звание лучшего педагога 2024 года в сфере искусств от Министерства культуры Российской Федерации.

Большинство занятий в институте индивидуальные, именно поэтому выпускники так уверенно и профессионально держат пальцы на струнах и клавишах, а еще владеют дирижерской палочкой.

Данил Виссарионов, студент четвертого курса Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке

«Я выбрал редкую специальность — оперно-симфоническое дирижирование. Ее сложность — найти замысел композитора и передать его оркестру, при этом одно ухо должно слышать всех сразу и каждого по отдельности, а другое — знать, что будет дальше», — объясняет студент четвертого курса Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Данил Виссарионов.

Сейчас молодой человек готовится к юбилейному месяцу. Так, 19 ноября в Московском международном доме музыки студенты и выпускники играли ораторию «Нагасаки» — дипломную работу композитора в консерватории. А 23 и 24 ноября в учебном заведении проходит научный форум «Музыкальные миры Альфреда Шнитке», который сопровождается исполнением его произведений, в том числе «Желтого звука».

«Музыка должна звучать. Да и как иначе почтить память композитора, если не исполнять его произведения?» — резюмирует Анна Щербакова.

Урок со звездой: в детских школах искусств и колледжах проходят встречи с известными деятелями культурыВолшебная арфа, «дедушка» рояля и звонница: на каких редких инструментах играют в музыкальных школах Москвы

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Оружие Победы» в Музее Победы

2 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies