Где учился кататься на велосипеде Виктор Пелевин, в каком доме состоялось дебютное выступление молодого Константина Станиславского и на какой улице прошло детство Владимира Высоцкого – это и многое другое можно будет узнать, просмотрев мини-сюжеты на мониторах в вагонах метро. Ролики входят в цикл «Литература и театр» просветительского проекта «Привет, Москва!».
«В рамках каждого тематического цикла проекта мы собираем интересные истории о городе, его историческом и культурном наследии. Для создания роликов была проделана большая работа. Надеемся, что теперь жители и гости столицы просто по пути на работу или домой узнают много интересного о литературной и театральной истории Москвы, получат положительные эмоции», – рассказала Оксана Бондаренко, куратор проекта «Привет, Москва!».
Видеосюжеты можно будет посмотреть и на официальном сайте проекта. Всего в цикле 50 роликов, каждый из них длится чуть больше минуты.
Один из роликов рассказывает о Константине Сергеевиче Станиславском. Театральную карьеру легендарный режиссер начинал с актерской профессии. В 1884 году на любительской сцене в доме купца Карзинкина на Покровском бульваре состоялось первое выступление молодого актера Алексеева (настоящая фамилия Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе». Не обошлось без конфуза: в последнем акте, когда Подколесин вылезает в окно, актеру пришлось шагать по стоявшему за кулисами роялю. «Конечно, я продавил крышку и оборвал несколько струн», – вспоминал Станиславский много лет спустя.
Позже в том же особняке на Покровском бульваре жил писатель Николай Телешов, у которого по средам собиралась литературная богема того времени: Иван Бунин, Максим Горький, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский и другие.
Несколько роликов посвящены местам, связанным с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. На 1-й Мещанской улице (сейчас проспект Мира) прошло его детство. «Все жили вровень, скромно так: система коридорная, // На 38 комнаток всего одна уборная», – позже споет Высоцкий в «Балладе о детстве». Семья застала здесь начало войны, а в конце июля 1941-го уехала в эвакуацию.
Самый известный московский адрес Высоцкого — Большой Каретный переулок, дом 15. Сюда он переехал в 1949 году, после того как у его отца закончилась служба в Германии. В Большом Каретном находилась школа № 186 (сейчас здесь расположен корпус Всероссийского государственного университета юстиции), где Высоцкий учился, сочинял первые стихи и пробовал играть на гитаре. В этом же переулке жил его друг, будущий актер, режиссер и сценарист Левон Кочарян, в квартире у которого молодой Высоцкий давал первые домашние концерты. Среди гостей и первых слушателей были молодые Андрей Тарковский и Василий Шукшин. Есть мнение, что и первые магнитофонные записи Высоцкого были сделаны именно в Большом Каретном переулке.
В 1975 году у Высоцкого появилась собственная квартира – в новой 14-этажке на Малой Грузинской (дом 28). Самая любимая часть квартиры – кухня, которую Владимир Высоцкий и Марина Влади оформили в русском стиле. Здесь собирались их друзья и иногда засиживались до утра: все знали, что Высоцкий спит мало, всего четыре-пять часов. Эта квартира стала его последним адресом. В ночь на 25 июля 1980 года, несмотря на все старания врачей, сердце Высоцкого остановилось.
Часть роликов познакомит с уголками столицы, нашедшими отражение в произведениях Виктора Пелевина. Например, действие романа «Чапаев и Пустота» начинается на Тверском бульваре, по которому главный герой Петр Пустота (он же Петька из анекдотов про Чапаева) бредет в феврале 1919 года, а по аллеям метет «совершенно степная метель». У самого писателя с бульваром связаны более теплые воспоминания – здесь прошло его детство. «Тверской бульвар – это был лес, поле, стадион, все. Я там научился самому главному – кататься на велосипеде», – вспоминал Пелевин в одном из интервью.
Еще одно место, часто упоминаемое в его романах, – Лефортово. Здесь находится Московский энергетический институт, в котором учился молодой писатель. В студенческой стенгазете публиковали его первые фантастические рассказы. Упоминается район и в романе «Generation “П”», главный герой которого копирайтер Вавилен Татарский делает свою первую рекламную кампанию со слоганом «Спокойный среди бурь» для Лефортовского кондитерского комбината (на самом деле такого предприятия в Москве никогда не было).
Для героя дебютного романа Пелевина «Омон Ра» одна из первых станций московского метро «Библиотека имени Ленина», открытая в 1935 году, оказывается конечной. Омон Кривомазов, совершая полет на Луну, обнаруживает, что все это симуляция, устроенная где-то в московских подземельях, – и в итоге выходит с поверхности Луны на платформу «Библиотеки имени Ленина».
А в Битцевском парке живет главная героиня романа «Священная книга оборотня» — лисица-оборотень. Здесь она охотится на кур в обличье лисицы, а когда становится человеком – катается на велосипеде. Сам писатель отмечал, что тоже любит кататься на велосипеде в Битцевском парке.
Проект «Привет, Москва!» стартовал в метро осенью прошлого года. Его цель – поделиться с пассажирами интересными фактами о столице, которые помогут взглянуть на город по-новому. Информацию размещают на постерах и рекламных щитах в метро и транслируют на мониторах в вагонах. Ранее москвичи узнали о Москве исторической, кинематографической, музыкальной.