Выставка «Косморама XVIII» в Музее Москвы – мост между XVIII веком и сегодняшним днем. Старинные предметы из исторических фондов музея представлены вместе с работами современных художников, вдохновленными российской эпохой Просвещения, началом XIX века и двумя историческими персонами – московским генерал-губернатором Михаилом Волконским (1713 – 1788) и литератором и философом Владимиром Одоевским (1804 – 1869). Для музея это одновременно презентация ранее не выставлявшихся экспонатов и репетиция будущей постоянной экспозиции.
Куратором выставки стал искусствовед Сергей Хачатуров, известный работой над масштабными историческими выставками-инсталляциями. В прошлом году он погружал в XVIII век посетителей выставки «Гипноз пространства» в музее-заповеднике «Царицыно», посвященной бумажной архитектуре того времени.
Рассказываем, как смотреть выставку, на какие детали обращать внимание и что нужно знать о Москве эпохи Просвещения.
Вместе с куратором Сергеем Хачатуровым и архитектором Степаном Лукьяновым команда художников, артистов и музыкантов разработала своеобразный квест по Москве прошлого. Это исследование, путешествие и исторический лабиринт одновременно.
В пространстве, разделенном на три зала, представлена вся Москва XVIII века – городские площади с потешными райками, быт простого народа и жизнь самых высокопоставленных членов государства. Предметы из фондов музея соседствуют с вещами частных коллекционеров и работами современных художников и артистов. Двое москвичей из прошлого помогают современному зрителю разгадать загадки своего времени – градоначальник екатерининского времени князь Михаил Никитич Волконский и современник Пушкина, философ и литератор Владимир Федорович Одоевский. Портреты человека слова и человека дела ждут зрителей в финале «коридоров времени», протянувшихся по музею.
Название выставки отсылает к популярному в прошлом развлечению, в наш век гаджетов почти забытому. Косморамой (от греческих kosmos – «вселенная» и orama – «вид») называют картину, изображающую большую часть земли с проработанными деталями. Как и панорама, косморама находится за стеклом, часто увеличительным. Она особенным образом воспринимается зрителем. В фантастической повести «Косморама» Владимира Одоевского этот предмет приобретает зловещие черты: таинственным образом она показывает главному герою будущее, совершенно не щадя его чувств.
Прошлое и будущее соединяются в пространстве выставки. Первый зал – это большая косморама, которая связывает XVIII и XIX столетия с футуристическими образами. Сквозь прорези в фальшстенах можно наблюдать, как оживает история в работах трех художников. В перспективе коридора художник-сценограф Филипп Шейн представил Москву в утопических проектах XVIII века. Картина Егора Кошелева – это живописное воплощение алхимических опытов князя Одоевского, романтика, энциклопедиста и московского чудака-оригинала. Напротив – работа Леонида Цхэ, изображающая предчувствие нового мироустройства города с ландшафтами будущих цивилизаций. Целиком эта большая петля времени связывает истории двух личностей, через которые можно проследить историю эпохи.
Знакомство со столицей XVIII века начинается с 1770-х годов – времени, когда градоначальником был князь Волконский. Михаил Никитич являлся генерал-губернатором Москвы на протяжении 10 лет. На время его руководства выпал и чумной бунт, и казнь Емельяна Пугачева.
Эти события представлены в павильонах, напоминающих маленькие потешные райки – площадные аналоги косморам, где в старину можно было за грош увидеть лубочные сцены, изображения далеких земель и прочие чудеса. Молодой художник Владимир Карташов историческую Москву изображает в духе постинтернет-искусства: героями его так называемого раешного представления вместе с жителями Москвы екатерининской эпохи становятся смайлики, эмодзи и мемы.
Райки соседствуют с предметами из фондов музея: гравюрами с изображением коронации Екатерины II и бытовыми сценами, царскими указами, книгами по философии, педагогике и кулинарии.
Князь Владимир Одоевский – человек метаэпохи. Музыкант, философ, литератор и алхимик – он был чуток ко всем формам знания. Одоевский стоял у истоков изучения народной фольклорной традиции, изобрел свою версию клавесина с увеличенной октавой и водный орган, был председателем литературно-философского кружка «Общество любомудрия», одним из членов-учредителей Русского географического общества, увлекался оккультизмом, за что его прозвали русским Фаустом, любил готовить и создавать свои авторские соусы. Жажда открытий Одоевского, его любопытство и разнообразие увлечений отразились в его кабинете, воссозданном для Музея Москвы Степаном Лукьяновым и арт-группой «Север 7».
По воспоминаниям современников, кабинет Одоевского напоминал лабиринт, в котором невозможно было протиснуться сквозь груды книг, артефактов, склянок и музыкальных инструментов. Вещи теснились, создавали берлогу, в которой нужно было искать тропинки для выхода. Кабинет Одоевского на выставке тоже напоминает лабиринт – протискиваться по нему мешают рояль и большой длинный стол, заставленный самыми неожиданными предметами, символизирующими любимые занятия князя. Здесь есть мини-пилорама, алхимические приборы, череп животного, большие подсвечники и фонтан с бурлящей красной жидкостью.
Есть здесь и неожиданные предметы – рядом с роялем висит старинный уличный фонарь, а неподалеку расположился «Остров меланхолии». Под этим красивым названием скрывается одинокая пальма, растущая в деревянном ящике.
По сюрреалистическому принципу совмещения предметов из разных эпох восстановлен не только кабинет Одоевского, но и создана вся выставка. Например, в коридоре времени Волконского можно посмотреть раешную потеху в честь генерал-губернатора. Актеры «Мастерской Дмитрия Брусникина» Петр Скворцов и Василий Буткевич исполняют ее в костюмах XVIII века и очках виртуальной реальности.
Заключительный пассаж – две визуальные инсталляции, вдохновленные темой отделившихся от туловища путешествующих голов из произведений Одоевского: «Портрет князя В.О.», на котором князь изображен без головы, и симфония-аудиотеатр «Кабинет Одоевского».
Аудиотеатр был создан совместно с «Гоголь-центром», «Мастерской Дмитрия Брусникина» и театром «Июльансамбль». Мультимедийный коллаж из философских, публицистических и сатирических произведений Одоевского можно смотреть с любого места. На темном экране друг за другом появляются говорящие головы актеров, которые представляют разные состояния творческого духа князя.
На выставке в Музее Москвы каждый может выбрать историю по душе: представить, что находится в лаборатории алхимика или в мастерской детского творчества, или же перенестись на три века назад и попасть на городскую площадь Москвы с ее гуляньями и увеселениями. «Косморама XVIII» – это шанс оживить культуру не только в живописи и документах, но и в музыке речи и образов. Пусть сейчас это тяжело воспринимается, но это и хорошо, поскольку искусство предполагает труд. Эта выставка – совсем не аттракционная тема.