В нашей стране издавна почитали лошадей. Они были верными спутниками человека в поездках, походах, на пашне и в бою. А в XIX веке скачки стали одним из любимейших развлечений дворян. В России были выведены десятки пород, в том числе знаменитые орловские рысаки, донские лошади, русские верховые и русские тяжеловозы.
В советскую эпоху лучших представителей пород выставляли в комплексе «Коневодство» на ВДНХ. Сегодня в павильоны № 41–43 вдохнули новую жизнь — здесь расположился Центр национальных конных традиций. Корреспондент mos.ru побеседовал с директором центра Борисом Петровым о прошлом, настоящем и будущем исторического пространства.
Почему центр было важно расположить на столь людной площадке, как ВДНХ, что такое джигитовка и тентпеггинг, какие легендарные породы можно увидеть в демонстрационной конюшне, зачем лошадям солярий и гидромассаж копыт, какие качества должен развить в себе всадник, чтобы найти общий язык с этими гордыми животными, — в нашем репортаже.
Павильоны № 41–43 построили вместе с выводным кругом в 1954 году. Здесь экспонировали верховых, упряжных лошадей и тяжеловозов. Борис Петров с детства занимался верховой ездой. Он вспоминает, что во время прогулки по ВДНХ всегда заглядывал в комплекс «Коневодство».
«Павильоны поражали меня своей солнечностью. Стены в конюшне были желтыми, и когда через большие окна на них падали лучи, казалось, будто все пространство источает свет. В 2014 году, уже будучи основателем Кремлевской школы верховой езды, я шел по ВДНХ и обнаружил, что родные мне павильоны пришли в запустение. Я расстроился, что страна с такими богатыми конными традициями не имеет национального центра. Но это меня также и подстегнуло: захотелось вдохнуть сюда новую жизнь», — поделился Борис Петров.
Кремлевская школа верховой езды предложила создать на базе исторических павильонов комплекса «Коневодство» Центр национальных конных традиций. Идею поддержал Мэр Москвы.
Три павильона отремонтировали: две конюшни и центральное здание, где расположились музей лошади и конный театр Кремлевской школы верховой езды. На выводном кругу сейчас ежедневно тренируют лошадей.
В Центре национальных конных традиций уже организовали множество чемпионатов. Например, в феврале этого года прошел VII открытый московский фестиваль конного искусства и спорта. Всадники из разных регионов в течение года проходили отборочные туры, чтобы показать себя в Москве. Еще в 2023-м состоялся национальный турнир по тентпеггингу — состязание, на котором всадник, вооруженный копьем или мечом, должен во время езды проколоть и поднять находящийся на земле колышек (пег) или, например, разрубить лимон.
«Всадники говорили нам, что устали прыгать при пустых трибунах, а на ВДНХ наконец почувствовали, что нужны зрителям. Площадка важна и конезаводчикам. Раньше им негде было показать свое достояние, а теперь есть ВДНХ с его огромной аудиторией. Наш центр — нулевой километр конного мира России», — отметил Борис Петров.
На территории ВДНХ построят конноспортивный манеж
Главная же миссия создателей центра — сохранение конных традиций и культуры на благо людей. Жителям мегаполиса не часто удается увидеть лошадей, а на ВДНХ их показывают во всей красе. Проводя корреспондента mos.ru в демонстрационную конюшню, директор уверяет, что их питомцы никого не оставляют равнодушными. Так и есть: вокруг вольеров толпятся очарованные экскурсанты. Шелдон (представитель европейской миниатюрной породы лошадей), звезда конного театра, приветствует гостей, подходя к ограждению.
«Мы содержим 69 лошадей, большинство из них яркие представители отечественных пород. Русские верховые — спортивные лошади темной масти — выступают в конном театре вместе с Шелдоном. По соседству живут донские лошади — верховая и упряжная порода, выведенная в XVIII-XIX веках на территории нынешней Ростовской области. Этих быстрых, выносливых скакунов называют золотом России благодаря золотистому оттенку шерсти», — рассказывает Борис Петров.
В конюшне также можно увидеть кабардинских (из старейших аборигенных пород), ахалтекинских (древнейшая из культурных пород, выведенная на территории современного Туркменистана предположительно около пяти тысяч лет назад), башкирских лошадей (древняя порода Южного Урала и Приуралья). Последние известны тем, что могут пройти до 140 километров без остановки для еды и воды.
Хвостатые очень любопытны и сами тянутся к посетителям в поисках вкусного. Но поддаваться им, конечно, нельзя: лошади получают по 12 килограммов еды в день, включая сено, овес, ячмень, мюсли, овощи, фрукты и минеральные комплексы. А конь Парнас от публики отвернулся — отдыхает. Он принадлежит к редкой забайкальской кучерявой породе. Сейчас у него вьется только грива, но зимой жеребец обрастет кудрявым мехом и станет похож на овечку.
Чудесник не может похвастаться такой роскошной шубой, как у Парнаса, зато у него самый пышный хвост в конюшне. Это мезенская лошадь — порода, выведенная в Архангельской области. Она уникальна тем, что способна выживать в условиях Крайнего Севера, в том числе может пробивать пятиметровый сугроб в поисках прошлогодней травы. Когда растительной пищи недостаточно, мезенки не брезгуют и рыбой.
Пока мы любуемся обитателями конюшни, мимо проводят грациозного орловского рысака по кличке Кабриолет. Эта порода известна своей резвой рысью, она была выведена в России в конце XVIII века графом Алексеем Орловым. Кабриолета заводят в мойку и начинают поливать из душа.
У местных лошадей разнообразные бьюти-процедуры. Несколько раз в день их чистят со щетками и скребницами, чтобы дышали поры. После тренировок лошадей споласкивают, делают гидромассаж копыт. В спину втирают согревающую мазь, в сухожилия — охлаждающую. Для копыт предусмотрена специальная мазь. За ними нужно тщательно ухаживать, поскольку это самая чувствительная часть тела лошади. У одних копыта сохнут, и требуется мазь с увлажнением, у других, наоборот, рыхлые, и тогда используют мазь с содержанием дегтя. После сушки, когда все впиталось, красавцы идут в денник отдыхать.
«Не менее одного раза в неделю лошадям проводят спа-процедуры. Их моют с шампунем и бальзамом, сушат, наносят спреи для гривы и для хвоста. Зимой после мойки обязательно заводим лошадей в солярий: ультрафиолет позволяет восполнить недостаток витаминов в холодное время года. Мы иногда сами хотим побыть лошадьми», — смеется директор центра.
Борис Петров проводит нас в конный театр, где репетиция в самом разгаре. Четыре русские верховые бегут по кругу, то ускоряя, то замедляя шаг по команде тренера. Каждая из них знает собственное имя и реагирует, если ее позвали.
Директор объяснил, что спортсмены обязательно занимаются своей физической формой: им доступны гимнастические, тренажерные и хореографические залы. Но самое главное — наладить контакт с животным.
Тренировка лошади — ежедневный кропотливый процесс, который не терпит спешки. Фундамент выстилается слой за слоем. Следует поощрять лошадь за работу голосом, едой или похлопыванием по шее. Грубое отношение недопустимо.
«Лошадь формирует терпение, заботу и ответственность. Поэтому так важно заниматься верховой ездой детям. Если лошадь не захочет выполнять команду, она ее не выполнит. С ней нужно уметь договариваться. Дети, которые общаются с лошадьми, проще социализируются: знают, что в первую очередь не “дай”, а “на”, то есть только отдав, ты получишь что-то назад», — отметил он.
В конном театре сейчас показывают спектакль о дружбе лошади и человека. Главную роль исполняет звезда Шелдон. По сюжету он мечтает стать артистом и в этом ему помогает девочка. Шелдон будет учиться искусству у старших собратьев — русских верховых. Они умеют скакать, пока люди на их спинах выполняют различные трюки, мастерски гарцевать и ставить ноги на возвышение. Борис Петров обращает наше внимание на грунт в манеже.
«Это смесь кварцевого песка с определенным содержанием суглинка и добавлением геотекстиля. Она позволяет с большей скоростью проходить повороты и при этом сохранять здоровье суставно-связочного аппарата лошади, ее копыт. Материалы нам поставляют из карьеров, и мы уже делаем замес», — уточнил он.
Еще одна гордость Центра национальных конных традиций — первый в России музей лошади. Это интерактивная экспозиция, включающая восемь выставочных залов. На одном экране транслируют видео об этапах эволюции лошадей, на другом — об анатомии этих животных, на третьем виртуальный специалист рассказывает о профессиях, связанных с конным делом. На электронной карте мира можно изучить, где и какие породы были выведены. Чем иноходь отличается от галопа? Что объединяет арабскую, английскую чистокровную и ахалтекинскую породы? Какие существуют виды конного спорта? Это и многое другое можно узнать в музее.