Московское ретро. Семь историй Михаила Дашевского о Москве 1960-х и 1970-х

5 января 2019
Культура

Сегодня в рубрике «Истории вещей» — семь снимков мастера документальной фотографии Михаила Дашевского, сделанных в Москве. Доктор технических наук Дашевский, начавший карьеру фотографа в 1960-е, — физик по образованию и лирик по призванию. Каждый его снимок — это маленькая история о случайной встрече с незнакомыми москвичами, о городе и о стране.

21 декабря в Музее Москвы открылась персональная выставка Михаила Дашевского, которому в уходящем году исполнилось 83 года. В экспозицию вошло 350 фотографий, сделанных с 1962 по 2002 год и недавно пополнивших фонд музея. К каждой автор написал маленькие рассказы о том, как, когда и почему она была снята. Публикуем избранные — остальные можно увидеть в Музее Москвы до 24 февраля 2019 года.

«Ремонт на Солянке». 1960-е

Михаил Дашевский: «Рабочий смотрит на льющуюся под ним толпу, как мы сегодня смотрим на эти фотографии, — как на застывшее ископаемое время. Не осуждая этих людей, не сожалея об их участи. Смотрим просто как на кусочек ежедневного прошлого».

«Ботиночки Ильича». 1963 год

Михаил Дашевский: «1963 год. Москва, стадион в “Лужниках”. Памятник Ленину. “Матч века” Россия — Италия. Дубинский грубо завалил Паскутти, тот его ударил и был немедленно удален с поля. Наши, 11 против 10, выиграли у Италии со счетом 2:0! Радости стадиона не было конца, и, когда все вывалились наружу, долго обсуждали победу и ждали приятелей, сгрудившись у подножия памятника. Место встречи изменить нельзя! Выходя с яруса, я сверху увидел эту толпу в композиции с ботиночками, принадлежность которых статуе Ленина угадывалась всеми. Снимок очень простой и очень символический».

«С работы». 1969 год

Михаил Дашевский: «Снято на остановке, часов в семь вечера. Ситуация простейшая. А вы снимали вот просто так, на остановке? Зря не снимали, в троллейбусе — целый театр, начиная с полковника. В те времена они в своих папахах еще ездили в городском транспорте. Но главное, что побудило сделать снимок, — рука женщины, что-то поправляющей в глазу. Это решающий момент, который делает из обычной хроники картинку».

«Баскетбол». 1970-е годы

Михаил Дашевский: «Любимая картинка, снята слету, на проходе. Эти двое стул ладят в качестве баскетбольной корзины. А я иду мимо — к тетке в гости. Между прочим, за этим домом — Пятницкая улица, буквально два шага от Кремля. Но фотографию делает не анекдот со стулом, а лица этих обделенных спортом пацанов, кирпичная изъеденная стена с жуткими забитыми воротами в подвал… Каменные московские джунгли тех лет».

«Дождь на Курском вокзале». 1963 год

Михаил Дашевский. Дождь на Курском вокзале. 1963 год

Михаил Дашевский: «Вокзал тогда был старый, его скоро снесли. А во время перестройки вокзала на этой площади что только ни творилось — ни пройти, ни войти. А тут еще дождь. Снимал из-под строительного навеса. Струи воды, машины, фигуры в движении со смазанными ногами (длинная выдержка — 1/15–1/8). Определяющей для этого снимка деталью стала рука мальчика, который смотрит на маму с вещами посреди проливного дождя. Это некая мгновенная ситуация, схваченная, в общем, почти случайно».

«Коренные москвичи». 1970-е 

Михаил Дашевский. Коренные москвичи. 1970-е годы

Михаил Дашевский: «Чтобы снять портрет, не обязательно снимать лицо. Можно снять фигуру, руки, ноги, спину — для психологии состояния этого достаточно. И тут все важно — и одежда тоже. Парочка, дед и внук, стоят у набережной канавы, параллельной Москва-реке. Напротив — старая московская гостиница “Балчуг”, вполне гармонирующая с парочкой. Теперь на ее месте стоит новое здание, в другом стиле, которое вряд ли с этой парочкой гармонировало бы».

«На переходе у “Наташи”. Площадь Пушкина». 1970-е

Михаил Дашевский: «На Пушкинской площади был магазин женской одежды “Наташа”, сейчас там переход подземный к метро. Это фронтальный снимок людей, спокойно ждущих зеленый свет на переходе. Торопиться некуда, ничто не отвлекает. Редкое мгновение заснять людей такими, какие они есть. Этот прием я и потом использовал. Он помогает не промахнуться на частностях. Особенного тут ничего, но лица хороши, и девочка, и взрослые, москвичи».

Больше историй, связанных с предметами из фондов Музея Москвы, читайте в проекте «Истории вещей» 

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события

Занятия по итальянскому языку в саду имени Н.Э. Баумана

20 января28 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies