Ансамбль городской усадьбы семьи Тарасовых, в который входят особняк и конюшня, признали памятником архитектуры.
Архитектурный комплекс в стиле московский модерн был построен в начале XX века. Фасады особняка выходят в Скатертный и Медвежий переулки. Это здание переменной этажности — от двух до четырех этажей. Дело в том, что изначально усадебный ансамбль состоял из конюшни и двух домов. В одном из них жил купец первой гильдии Аслан Тарасов, а в другом — его отец Александр Тарасов. Однако впоследствии оба дома объединили в одно здание. Предположительно, авторами проектов построек стали архитекторы Сергей Родионов и Михаил Гейслер, работавшие в стиле модерн.
«Усадьба Тарасовых — прекрасный образец московского модерна, который за свою более чем столетнюю историю практически не изменил свой облик. Очень важно сохранить его для следующих поколений, — сказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов. — Бережное отношение к культурному наследию — одно из приоритетных направлений нашей работы. Ежегодно охранный статус получают порядка ста памятников архитектуры. Это значит, что их нельзя сносить, менять их исторический облик, а любые реставрационные работы должны быть согласованы с Департаментом культурного наследия».
Дошедшее до наших дней главное здание усадьбы состоит из двух частей. Первая, западная, — двухэтажный дом с полуподвалом и мансардой на углу Медвежьего и Скатертного переулков. Этот дом был построен по заказу купца Аслана Тарасова. Его отличительная особенность — восьмигранная башня на углу. Из-за колонн, расположенных по краю крыши, ее кровля напоминает корону. Металлические перила балкона второго этажа выполнены в стиле неоклассики.
На первом этаже были жилые помещения, на втором — центральная гостиная, к которой вела анфилада парадных комнат. Полуподвал занимали хозяйственные и служебные помещения — кухни, котельная и комнаты прислуги. В мансарде располагалась лишь одна жилая комната. В интерьере западной части дома сохранились лепные карнизы, а также часть парадной лестницы.
Во второй, восточной, части здания, выходящей в Скатертный переулок, жил Александр Тарасов. Дом построили в 1907 году, вероятнее всего, по проекту архитектора Михаила Гейслера. Стены первого этажа отделаны рустом (под природный камень), а прямоугольные окна украшены замковыми камнями. Это завершающий элемент кладки, благодаря которому свод может выдерживать нагрузку. Пространство между окнами второго и третьего этажей украшено орнаментом из лепнины. А над окнами третьего этажа проходит декоративный пояс из майолики (разновидность керамической плитки) в синей цветовой гамме. Балкон украшает фигурное металлическое ограждение — типичный элемент стиля модерн.
Внутреннее убранство восточной части дома хорошо сохранилось. Так, на первом этаже можно увидеть парадную лестницу, ступени которой сделаны из природного камня, а перила — из дерева и металла, а также служебную полувинтовую лестницу с металлическим ограждением. Стены и потолок украшает лепнина, а пол покрыт метлахской плиткой (мелкая керамическая плитка разнообразных форм и расцветок) с волнистым рисунком, напоминающим водную гладь. В одном из помещений третьего этажа сохранилась печь-камин, облицованная мрамором и рельефными изразцами коричневого цвета.
На первом этаже находились жилые и служебные помещения, а также парадный вестибюль. Второй и третий этажи занимали парадные и жилые комнаты. На четвертом этаже располагались прачечная и кухня.
В 1920-е годы оба здания отдали под общежитие студентов Московского автомеханического института имени Ломоносова. Для того чтобы разместить там как можно больше человек, два дома объединили, внутри установили дополнительные перегородки, а проездную арку, располагавшуюся в той части, которая принадлежала Александру Тарасову, заложили.
По историческим чертежам: началась реставрация здания Московской ремесленной управы
Во дворе усадебного ансамбля находится двухэтажное здание конюшни, где к тому же располагался и каретный сарай (Скатертный переулок, дом 4/2, строение 2). Его построили в 1907 году, изначально оно было одноэтажным. В 1930-х годах надстроили второй этаж, что существенно изменило облик здания. Однако некоторые элементы оригинального оформления фасада сохранились до наших дней. Это лепные детали, например декор в виде подков, а также архивольт — наличник, обрамляющий дугу дверного или оконного проема.
«Этот уникальный особняк имеет не только архитектурную, но и мемориальную ценность. Владение принадлежало семье купцов Тарасовых из Екатеринодара (нынешний Краснодар). Они основали Товарищество мануфактур братьев Тарасовых, которое занималось оптовой торговлей. Многие представители семьи Тарасовых стали известными не только в предпринимательской, но и в культурной среде. Например, Николай Лазаревич Тарасов — один из основателей первого столичного театра-кабаре “Летучая мышь”. А в особняке в Скатертном переулке, как считают специалисты, родился Лев Асланович Тарасов. Впоследствии он стал известным французским писателем, работавшим под псевдонимом Анри Труайя, лауреатом Гонкуровской премии. Помимо беллетризированных биографий русских классиков — Александра Пушкина, Льва Толстого и Федора Достоевского, он написал трилогию “Семья Эглетьер”. Там часто упоминается семья Дановых, прообразом которой и послужила семья Тарасовых», — пояснил Алексей Емельянов.
Михаил Гейслер (1861 год — после 1930 года) — инженер и архитектор, составитель строительного адрес-календаря, редактор журнал «Зодчий». Работал в стиле раннего модерна. По его проектам в основном возводились здания в Санкт-Петербурге и Москве. В столице до сих пор сохранились доходные дома на Бауманской улице (дом 35) и в Подколокольном переулке (дом 4).
Сергей Родионов (1859–1925) — русский и советский архитектор и реставратор, один из мастеров, работавших в стиле модерна и эклектики. С 1885 по 1889 год был городовым архитектором Клина. В 1889-м переехал в Москву, где был назначен архитектором Елисаветинскоrо института, а в 1893-м — Измайловской военной богадельни. Состоял в комитете по реставрации Успенского собора в Кремле и Новодевичьего монастыря.
Сергей Родионов был достаточно хорошо известен в Москве и других городах, он занимался строительством жилых и производственных зданий, а также церквей. К самым известным его проектам относятся перестройка Московской хоральной синагоги (Большой Спасоглинищевский переулок, дом 10), строительство комплекса зданий Константинопольского патриаршего подворья (Крапивенский переулок, дом 4). Родионов также построил несколько крупных доходных домов в Москве, например дом генеральши Бутурлиной (Крестовоздвиженский переулок, дом 4), а также особняк А.И. Бородина (Большой Каретный переулок, дом 13) .