Первый публичный кинопоказ состоялся в Париже в 1895 году. До Москвы «движущиеся картины» добрались через год. Работы братьев Люмьер, воспринимавшиеся как любопытная диковинка, впервые продемонстрировали в Театре Г.Г. Солодовникова на Большой Дмитровке (сегодня в этом здании находится Театр оперетты). Первым местом в Москве, где показывали только кино, стал Электрический театр в Верхних торговых рядах на Красной площади, открывшийся в 1897-м и просуществовавший около года.
В первые годы ХХ века в Москве начали появляться первые кинотеатры — электротеатры. Некоторые быстро закрылись, а какие-то пережили переход от немого кино к звуковому, от черно-белого — к цветному. Многие здания первых московских электротеатров сохранились до наших дней. Истории пяти из них — в нашем материале.
Арбатская площадь, дом 14
Открывшийся в 1909 году «Художественный» (тогда — «Художественный электро-театр») стал первым московским отдельно стоящим кинотеатром. До этого в городе смотрели фильмы в неудобных помещениях со стоячими местами. Респектабельное здание, 400 удобных кресел в зрительном зале, роскошное фойе с фонтаном, люстрами и пальмами в кадках настраивали на особый лад. К кино здесь предлагали относиться как к отдельному виду искусства, а не просто развлечению.
Одноэтажное здание в стиле модерн построил архитектор Николай Благовещенский. Кинотеатр был похож на дворец — увенчанный куполом, с колоннами и пилястрами на фасаде. Спустя четыре года он был перестроен — купивший его кинорежиссер и продюсер Александр Ханжонков решил расширить зрительный зал более чем вдвое. Архитектор Федор Шехтель сменил эклектику модерна на вошедший в моду неоклассицизм. Он сделал фасад здания плоским, с минимальным рельефом — чтобы не затруднять движение пешеходов по узкому тротуару. Чтобы публика не толпилась, Шехтель предусмотрел два входа с кассами, а для большего комфорта зрителей внутри — гардероб и буфет.
В советское время «Художественный» стал главным кинотеатром столицы и носил гордое имя — 1-й Госкинотеатр. Здесь проходили торжественные премьеры важных картин: авангардного «Киноглаза» Дзиги Вертова, первого звукового фильма «Путевка в жизнь» Николая Экка, первого широкоэкранного фильма «Илья Муромец» Александра Птушко. Премьеры становились настоящими праздниками. Таким был первый показ фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» — 18 января 1926 года фасад кинотеатра был украшен огромным макетом легендарного броненосца, а сотрудники надели матросскую форму.
В 1941 году во время бомбежки Москвы «Художественный» был сильно поврежден, но не прекратил работу. Кино здесь показывали на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Первый в Москве широкий экран в нем установили в 1955 году. Тогда же убрали обрамлявший экран портал и лепной декор с главного фасада. В таком виде кинотеатр просуществовал до реконструкции, начатой в 2019 году.
В декабре прошлого года реставрация здания «Художественного» завершилась. По чертежам Федора Шехтеля восстановили внешний вид главного фасада, балкон в зрительном зале и лепной декор потолка, воссоздали мраморную лестницу и большой витраж.
Загадочным словом «электротеатр» называли первые кинотеатры. Это слово употреблялось и в советское время. Например, в детской книге Николая Смирнова «Егор-монтер» (1928 год) мы встречаем такие строки:
«Долго они еще по городу ходили, электричество глядели. Наконец, пришли к электротеатру. <...> Зашли, а там картинки показывают. Народу в театре — страсть, в темноте сидят. Стал Егорка смотреть, видит, на стене напротив все бежит. Люди бегут, лошади скачут, а потом вдруг река показалась. Течет река, а по берегу коровы ходят, воду пьют».
Тверская улица, дом 23
У любителей современного театра термин «электротеатр» на слуху и сегодня. «Электротеатр Станиславский», открывшийся восемь лет назад на месте бывшего электротеатра «Кино-Арс», своим названием отдает дань уважения истории. Вторая часть имени театра тоже привет прошлому: после «Кино-Арса» более полувека здесь располагался Драматический театр имени К.С. Станиславского.
История строения (точнее, строений: театр расположился в двух стоящих рядом зданиях XIX века) началась значительно раньше. Оба здания — в одном из них сегодня располагается сцена, зрительный зал и фойе, второе занимают административные помещения — были построены во второй половине XIX века по заказу тайного советника Ивана Шаблыкина и использовались как доходные дома.
В 1913 году участок перешел во владение графа Алексея Капниста, который сдал один из домов в аренду кинопромышленнику Абраму Гехтману. Тот перестроил его под нужды кинотеатра — в нем появились два фойе, парадные лестницы, буфет, зал на 900 мест и оркестровая яма перед экраном. Изменился дом и снаружи. Новый фасад в неоклассическом стиле привел его к гармонии с обликом соседнего здания Английского клуба (сегодня в нем располагается Музей современной истории России).
«Кино-Арс» открылся в 1915 году. До 1936 года в здании кинотеатра размещался Московский театр для детей под руководством Наталии Сац. В 1950 году здание занял Московский драматический театр имени К.С. Станиславского.
За более чем сто лет строение несколько раз реконструировали и даже переносили вглубь квартала во время расширения улицы Горького (ныне — Тверской). В 2013 году разрозненные помещения здания объединили в единое пространство «Электротеатра Станиславский».
Улица Земляной Вал, дом 76/21
Первые отдельно стоящие кинотеатры чаще всего размещали в зданиях театров, а с кинотеатром «Вулкан», открывшимся в 1911 году, получилось ровно наоборот. Почти сразу после революции в доме, специально построенном для кинотеатра, открылся театр драматический.
Двухэтажное здание в стиле неоклассицизма построил архитектор Густав Гельрих на месте Мучных рядов на Земляном валу. Попасть в него можно было со стороны Садового кольца через крошечный вестибюль. Фойе располагалось в перестроенных стенах бывших лавок, а кинозал был между ними.
В 1922 году в здании разместился филиал Малого театра. А в 1946 году здесь организовали Театр драмы и комедии, который в 1964-м под руководством режиссера Юрия Любимова стал Театром на Таганке, получившим славу одного из самых авангардных в стране.
Приверженец нестандартных сценических решений, Любимов тем не менее с уважением относился к архитектурному наследию. В 1970-х в здании театра была проведена масштабная реконструкция, в ходе которой архитекторы постарались максимально сохранить изначальное строение — тот самый дореволюционный «Вулкан». Это была личная просьба художественного руководителя театра.
Чистопрудный бульвар, дом 19
Здание «Современника» на Чистопрудном бульваре, знакомое сегодня каждому театралу, изначально тоже построили для показа кинокартин. «Колизей» относился к кинотеатрам первой категории, фильмы здесь показывали на большом экране размером примерно семь на 10 метров, посетителей встречали два просторных фойе и зрительный зал на 840 мест с бельэтажем и лоджиями. Немое кино шло в сопровождении игры не просто тапера, а целого оркестра. Перед дневными сеансами показывали кинохронику, а перед вечерними в фойе играли музыканты.
Здание кинотеатра в стилях модерн и неоклассицизма возвели в 1914 году. Проект здания был заказан архитектору Роману Клейну. Облик кинотеатра продиктовало название, пришедшее из древнеримской истории, — будучи мастером стилизации, Клейн удачно использовал элементы античной архитектуры. Особенное восхищение современников вызывала полуротонда, окружающая входную площадку. Увидеть ее можно и сегодня.
Киносеансы и показы спектаклей в здании сменяли друг друга на протяжении всего XX века. С 1924 по 1932 год в здании размещался Первый рабочий театр Пролеткульта. В 1926-м восстановили показ фильмов, но только по утрам — вечером на сцене игрались спектакли. В 1932 году здание было полностью отдано Московскому драматическому театру имени ВЦСПС (Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов), однако в 1936-м он был ликвидирован, и до 1970 года «Колизей» снова стал кинотеатром. Кстати, увидеть его в этой ипостаси можно в фильме «Подкидыш» (1939). По воскресеньям в девять утра были сеансы для детей.
В 1974 году после реконструкции здания в него переехал театр «Современник», который располагается там и по сей день.
Улица Большая Ордынка, дом 69
История здания, в котором сегодня располагается филиал Малого театра, начинается в XIX веке. Двухэтажный каменный особняк был построен для семьи купцов Макаровых в 1867 году. В 1913-м дание взял в аренду уроженец Греции Фаврикодорос (история сохранила только его фамилию) и устроил в нем электротеатр «Кино-Палас». Строение значительно расширили, в зале было 805 мест с 28 ложами на балконе и пятью в партере.
Уже спустя год здание снова перестроили для Театра миниатюр по проекту архитектора Николая Спирина, перестроившего здание старейшего русского театра — Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова в Ярославле. После революции там организовали районный театр Замоскворецкого совета, в 1930-х здесь располагался Московский театр Ленсовета. В 1944 году здание стало филиалом Малого театра. Инициатором его открытия стал актер и преподаватель Константин Зубов. 1 января 1944 года театр, верный своим традициям (Малый называют Домом Островского), показал на здешней сцене первый спектакль по пьесе Александра Островского «На бойком месте».
В 1947 году здание театра реконструировал архитектор Александр Великанов. Его чертежами пользовались инженеры и архитекторы, занимавшиеся реконструкцией здания в 2012 году. Под фундамент подвели платформу и новые сваи, укрепили стены и заменили инженерные системы, софиты, звуковые колонки и сценическую механику.
Сегодня филиал стал экспериментальной площадкой для молодых актеров и режиссеров. А здание, сочетающее в себе элементы модерна и неоклассицизма, радует глаз прохожих.
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024