Московитское стекло. Рассматриваем сокровища новой выставки в «Коломенском»

10 сентября 2021
Культура

В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Московитское стекло. Искусство слюдяных дел мастеров», посвященная истории применения в декоративно-прикладном искусстве слюды. Этот минерал природного происхождения, необыкновенно термостойкий и гибкий, долгое время заменял стекло в окнах, а также использовался при изготовлении предметов обихода. Как применяли слюду в России XVI–XIX веков, почему ее прозвали московитским стеклом и по какой цене продавали, рассказывает координатор выставки историк Наталья Полонникова.

Товар из Московии

Слюду знали еще в Античности. В Индии, Египте, Китае, Греции и Римской империи ее использовали для украшения храмов, а в измельченном виде добавляли в глину при изготовлении посуды. Гораздо позже, уже в Средние века, слюда стала цениться выше, ее считали отличным заменителем стекла. В XVI веке крупнейшим поставщиком слюды на европейские рынки стало Великое княжество Московское (или Московия). Имя, под которым тогда Россию знал западный мир, дало название и товару — так слюда (один из ее видов) стала мусковитом, или московитским стеклом (muscovy glass). Больше всего слюды добывал Соловецкий монастырь — ее было много на принадлежащих ему землях.

В твердых породах, например граните, искали трещину или пробивали наклонную яму. В отверстии сначала разводили огонь, а потом заливали холодной водой. Затем в ход шли разнообразные инструменты, с помощью которых извлекали слюду. Цвет минерала зависит от того, какие элементы его сформировали: она может быть черной, желтой, зеленой, красной, дымчато-прозрачной. На выставке во дворце царя Алексея Михайловича представлено больше 30 образцов разных оттенков из коллекций Государственного геологического музея имени В.И. Вернадского и Минералогического музея имени А.Е. Ферсмана.

Слюда была очень дорогой — за пуд (16,3 килограмма) торговцы просили от 15 до 150 рублей. Для сравнения: корову можно было купить всего за четыре рубля. Цена зависела от степени чистоты слюды и ее прозрачности, цветные экземпляры стоили дороже. На выставке представлены документы, описывающие торговые процессы, например «Выписка из дела Соловецкого монастыря», датированная 1692 годом. Один из важных документов эпохи — книга немецкого географа и историка XVII века Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно», в которой он рассказывает о своих впечатлениях от родины мусковита. Книга вышла в 1656-м в Германии, на выставке можно увидеть ее более позднее издание, датированное 1906 годом.

От окон до Царских врат

Слюда не могла защитить от холода, зато отлично пропускала свет. Именно по этой причине окна дополнительно защищали ставнями — с ними было значительно теплее. Несколько слюдяных оконниц XVII века из коллекций Московского государственного объединенного музея-заповедника (МГОМЗ) и Новгородского музея-заповедника представлено и на выставке.

«Слюда пропускает свет изнутри и снаружи, она прозрачнее и чище, нежели стекло, и потому еще заслуживает преимущество перед стеклом и рогом, что не трескается, как первое, и не горит, как последний», — так писал английский поэт и дипломат Джайлс Флетчер в сочинении «О государстве русском» (XVI век).

Слюду использовали в декорировании интерьеров царских покоев, транспорта (кораблей и карет) и предметов быта. На потолках делали расписные слюдяные вставки в прорезном железе. Такие детали покрывали золотыми и серебряными чеканными окладами с драгоценными камнями. В XVII–XVIII веках были популярны предметы мебели и быта, украшенные слюдяными вставками. В «Коломенском» можно увидеть, например, ларец с цветочной росписью первой половины XVIII века, шкатулки XVIII и XIX веков, а также выносные фонари. Их предоставили Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Новгородский музей-заповедник, Исторический музей и МГОМЗ. Обычно при изготовлении фонарей использовалась цветная слюда. Если же оттеночной слюды под рукой не было, то под пластину подкладывали цветную фольгу.

Небольшие пластинки слюды использовали и для создания предметов религиозного культа. На выставке «Московитское стекло» есть миниатюрная икона (XVIII век) из Новгородского музея-заповедника, трехстворчатый дорожный складень (XVIII век, доработан в XIX-м) из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Интересен экспонат «Царские врата» (вторая половина XVII века) из коллекции МГОМЗ, при декорировании которого мастера использовали мусковит необычным образом. Порошок минерала был смешан с частицами белого речного песка и клеем, затем нанесен на деревянную основу. Врата находились в восточной части храма: когда в церковь проникало солнце, прихожане видели исходящее от них красивое свечение.

До XVIII века гибкую, прочную, термостойкую слюду русские мастера широко использовали. Постепенно с распространением стекла мода сошла на нет, но не исчезла.

Косметика и граммофон

В начале XIX века слюдяная промышленность переживала не лучшие времена — во многом из-за изменения моды и повсеместного распространения стекла. Рудники и месторождения, которые когда-то приносили большие деньги, оказались заброшены. Но к концу XIX — началу XX века мусковиту нашли применение в электро- и радиотехнике.

Еще его широко использовали в быту. Редкий дом обходился без керосинки, на которой готовили и разогревали еду. Тонким листом слюды закрывали окошко в жестяной стенке — через него было хорошо видно и фитиль, и характер пламени. Мусковит отлично подходил для этой цели — минерал легко выдерживает самые высокие температуры. Такая керосинка, изготовленная в середине XX века на заводе металлических хозяйственных изделий № 6, есть на выставке.

Без мусковита нельзя было представить и граммофоны. Тонкую слюдяную пластину ставили в них в качестве мембраны. Края слюды закрепляли в плотной оправе, рычаг, связанный через ряд шарниров с граммофонной иглой, скрепляли с центром мембраны. Колебания иглы передавались слюде, а та воспроизводила музыку. Один из самых интересных экспонатов — патефон (портативный граммофон) со встроенным рупором, сделанный в 1920-х годах, из собрания Политехнического музея. Использовали мусковит и при изготовлении детских игрушек — в музее представлен деревянный сборный дом, роль стекол в котором выполняют слюдяные пластины.

Россия остается одним из мировых лидеров по добыче слюды. Сегодня мусковит используют повсеместно — его добавляют в цемент и другие строительные смеси, в утеплители для стен. Увидеть слюду можно и в составе декоративной органической косметики — пудры, румян, губных помад. Именно этот минерал придает косметическому продукту блеск и сияние. Область использования слюды зависит от ее разновидности: биотит, к примеру, применяют в термоизоляции, фуксит — в медицине, а блестящий бело-желтый дамурит в виде порошка — в косметологии.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
SUP-карнавал

SUP-карнавал

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря

Онлайн-экскурсия «Подвиг народа» в Музее Победы

2 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies