«Мистерия ХХ века». Рассматриваем одну из самых известных картин Ильи Глазунова

10 июля
Культура

Первый вариант картины «Мистерия XX века» Илья Глазунов написал в 1977 году. В ней он переосмыслил политические и социальные вехи столетия, подарив им облик трагического театрального действа. В обрамлении багрового занавеса, словно на сцене, предстают узнаваемые персоны, предметы, события. Второй вариант полотна художник создал в 1999 году — именно он и представлен в Галерее Ильи Глазунова.

От спичечного коробка к большой картине

Идея создания полотна появилась в 1968-м, когда Илья Глазунов приехал в Париж. Во французскую столицу художника пригласили, чтобы он написал портрет генерала Шарля де Голля. Илья Сергеевич вспоминал:

«Видел Шарля де Голля, восхищался его личностью и сделал четыре портрета его министров. Они были напечатаны в Paris Match. Все готовились к главному портрету — портрету генерала де Голля. И в этот момент я помню, как я еду из своей гостиницы, только что мы были с графом Толстым на рю Дарю, где расположен русский собор в Париже во имя Александра Невского, в котором в свое время прихожанином был Бунин, Рахманинов, Шаляпин, Коровин и многие другие, и вижу, как идет огромная толпа. Я спрашиваю у шофера такси: “Что это?” Он сказал: “Manifestation, студенты”. Началась революция».

Художник видел, как люди несли портреты Эрнесто Че Гевары, Льва Троцкого, Мао Цзэдуна, Владимира Ленина, Хо Ши Мина и других видных коммунистических деятелей, внимательно наблюдал за происходящим — одновременно пугающим и завораживающим. Он размышлял о тех событиях и их отголосках, с которыми человечеству придется потом вступать в новое столетие. Сидя в одном из парижских ночных кафе, художник начал представлять то, что несколько лет спустя превратится в «Мистерию XX века».

Эскиз он набросал тут же, за столиком — прямо на спичечном коробке. Само полотно впоследствии оказалось, разумеется, гораздо больше — три на шесть метров.

Более 70 персонажей

Левая часть картины посвящена теме русской революции. На фоне разгромленных храмов — Николай II с убитым наследником на руках, рядом с последним императором России — Григорий Распутин и реформатор Петр Столыпин. Правее возвышается фигура Владимира Ленина, чуть ниже художник поместил его единомышленников из мира искусства (или, во всяком случае, обозначил их присутствие): за поэтом Владимиром Маяковским располагается картина «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Далее — деятели западной культуры и науки, известные во всем мире: художник Пабло Пикассо, физик Альберт Эйнштейн, писатель Эрнест Хемингуэй, музыкант Луи Армстронг. Актер Чарли Чаплин изображен восседающим на фигуре поверженного героя с алтаря Зевса в Пергаме — одного из семи чудес света, символизирующего здесь забвение традиций классического искусства в XX веке.

В центре композиции — образ Второй мировой войны, а над ним изображена греческая статуя богини Ники Самофракийской. Она символизирует победу над итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом.

На Бранденбургских воротах — гроб с телом Иосифа Сталина, за ним — образы Адольфа Гитлера, Уинстона Черчилля, Франклина Рузвельта и Бенито Муссолини. Земной шар на первом плане уподобился футбольному мячу, он — словно игрушка в руках сильных мира сего, которую они направляют, куда хотят.

Послевоенные годы представлены в образах Мао Цзэдуна, Джона Кеннеди и Никиты Хрущева, балансирующего на ракете. Здесь же — символы эпохи: британская группа The Beatles и лидер The Rolling Stones Мик Джаггер. Всего на полотне было изображено 74 человека.

Самая важная работа

В 1977 году композицию «Мистерии XX века» завершало изображение лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. Оно находилось в правой части полотна, но именно с этим героем у мастера и возникли трудности. Картину должны были показать на выставке Союза художников на Кузнецком мосту в 1978-м, но в итоге запретили. Илье Сергеевичу в ультимативной форме предложили заменить писателя на генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Художника даже хотели выслать из страны, но вступился его друг — поэт Сергей Михалков, автор текста государственного гимна СССР. В результате Илью Глазунова отправили зарисовывать, как строят Байкало-Амурскую железнодорожную магистраль. На Дальнем Востоке он проработал год, а по возвращении в Москву провел выставку своих работ, но «Мистерии XX века» там не оказалось. Зрители увидели ее только в 1991-м.

В 1999 году художник написал новую картину, которая содержала все, что было в прошлом варианте, но расширил правую часть, дополнив ее событиями и образами самого конца XX века. Слева и справа — открывают и завершают композицию — два автопортрета. Тем самым автор показал, что произведение занимает очень важное и серьезное место в его творчестве.

«Почему “Мистерия”? — вспоминал он. — Потому что только художник может, как театр, соединить вместе совершенно разных людей. И мне хотелось показать XX век, как я это понимаю, начиная с государя Николая II с царевичем, что тогда было запрещено, Столыпина, Льва Толстого, которого я очень чту как гениального писателя…»
Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies