В Музее космонавтики открылась выставка живописи «Мечты и реальность». Она входит в цикл «Космос в искусстве» давнего музейного проекта «Открываем фонды», позволяющего увидеть экспонаты из запасников. Небольшую экскурсию по экспозиции для читателей mos.ru провела заведующая отделом научно-выставочной деятельности московского Музея космонавтики Татьяна Калугина.
«В нашем музее собрана интересная по своему содержанию и исполнению художественная коллекция произведений художников-космистов — живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, — говорит Татьяна Калугина. — Собрание живописи насчитывает более 500 предметов и охватывает вековую историю космизма в искусстве — начиная с 1920-х годов и до сегодняшнего дня. Пожалуй, это лучшая коллекция в стране».
Коллекция начала формироваться в 1980-х. Через газеты Музей космонавтики объявил, что принимает произведения искусства на космическую тематику, и за полтора месяца получил около 400 предметов. В основном они относились к 1960–1980-м годам, однако тема космоса в отечественном искусстве появилась гораздо раньше, в начале ХХ века, когда человечество только начинало задумываться о возможности полета к далеким планетам и звездам. Одни из самых ярких представителей отечественного космизма — группа молодых русских художников-космистов «Амаравелла», действовавшая в 1923–1929 годах. «Восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно-формального анализа, а путем вчувствования и внутреннего сопереживания», — так писали художники в своем манифесте, выпущенном в 1927 году. Космисты считали, что человечество связано с космосом и развивается с ним по единым принципам.
После запуска первого в мире спутника Земли в 1957 году и полета Юрия Гагарина в 1961-м тема космоса в искусстве получила новый импульс. Теперь творцы уже вдохновлялись не мечтами и философскими концепциями мироустройства, а реальными фактами. Несмотря на то, что космонавтика была секретной отраслью, ее достижения широко освещались в прессе, на радио и по телевидению, также тиражировались изображения кораблей и спутников.
«Люди творческих профессий вдохновлялись грандиозными событиями. Им не нужна была натура: художник не углубляется в детали, этим картина и отличается от фотографии. Фантазия творцов простирается дальше и глубже», — рассказывает Татьяна Калугина.
Впрочем, особое место на выставке занимают произведения, написанные по мотивам реальных космических экспедиций. Это совместные работы дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Алексея Леонова и народного художника Российской Федерации Андрея Соколова, заслуженного мастера реалистичной космической живописи. Созданная ими в 1980-х серия из шести работ отражает историю первого полета человека в космос: корабль «Восток» готовится к старту, Юрий Гагарин перед посадкой машет рукой, «Восток» выходит на орбиту и возвращается на Землю, спускаемый аппарат с огромной скоростью входит в атмосферу Земли, первый космонавт катапультируется из кабины.
На выставке также представлены реалистические работы Андрея Соколова — «Первый спутник Земли», «Звездные трассы», «Лунный фотограф». Последняя посвящена станции «Луна-3», впервые облетевшей естественный спутник Земли и сделавшей снимки его обратной стороны. Автору также была не чужда и научная фантастика, что можно понять уже по названиям произведений: «Шагающее колесо на Титане», «Раскрытие марсианского самолета», «Космическая станция будущего». Нельзя назвать полностью реалистичной и работу «В атмосфере Венеры», так как люди на этой планете не были. Художник изобразил реальную станцию «Венера-4», подлетающую к небесному телу.
Еще один признанный классик космической живописи — Юрий Походаев. В экспозиции представлены его работы 1982 года «Извержение» (фигура космонавта на фоне неземной лавы) и «Катаклизмы. Парад планет». Необычные картины выполнены автомобильными красками и лаками — художник много экспериментировал с этими материалами. Полотно «В полете» отсылает зрителя к известному шедевру Марка Шагала «Над городом»: два космонавта в открытом космосе пролетают над планетой.
Художник Владимир Сивуха большую часть жизни посвятил работе на телевидении Гомеля (Белоруссия), где делал интерьеры для различных программ. В 1980-е годы он создал посвященный космосу триптих («Старт», «В океане» и «Грузы доставлены»), в котором фантазия встречается с научными достижениями. Фантастические конструкции, изображенные художником, снабжены реальными солнечными батареями.
К жанру научной фантастики можно отнести и работы Геннадия Корягина. Художник с детства увлекался астрономией и рисованием космических сюжетов. На выставке представлены девять его работ из серии «Освоение космоса», созданной в конце 1970-х годов, когда автор был еще старшеклассником. Интересно, что жизнь художника впоследствии оказалась связана с освоением космоса. Корягин окончил Московский энергетический институт, длительное время разрабатывал радиоэлектронные аппаратуры военно-космического назначения в одном из московских НИИ.
Еще один фантастический сюжет в экспозиции — «Транспортировка алмазного метеорита» (1981) Петра Гатилова и Нины Данилевской. Ситуация неправдоподобна, но космический корабль с панелями солнечных батарей вполне мог бы существовать в реальности, считает Татьяна Калугина.
В коллекции Музея космонавтики хранятся работы продолжателей идей художников-космистов 1920-х годов. Один из них — Александр Шеко, ученик члена группы «Амаравелла» Бориса Смирнова-Русецкого. Один из любимых образов живописца — глубокое сине-черное пространство космоса, притягивающее ослепительными звездами. Черты авангардизма и символизма угадываются в его произведениях «Обсерватория», «Магнит Земли. Телец», «Взлет. Козерог».
Работает в жанре философского космизма и Виталий Скобеев. Его глубокие и многоплановые картины совмещают в себе множество символических элементов. Четыре работы художника, созданные в XXI веке, впервые экспонируются на выставке. Одна из них — «Мечты о космосе» — посвящена основоположнику практической космонавтики Сергею Королеву. Ученый изображен в окружении людей, участвовавших в покорении космоса. При этом реален только сам Королев, все остальные — отражение его мечтаний. Картина «Создание души» Виталия Скобеева, встречающая зрителей в начале экспозиции, напоминает о теории Большого взрыва и в то же время о божественном происхождении человечества. Мы видим планеты и руки неземного существа.
На сюрреалистической картине Ольги Гречиной «Космонавт с зеленой лампой», созданной в 1980-х, угадывается лишь фигура человека в скафандре «Сокол» с лампой в руке. Остальное — то ли его мысли, то ли загадочные космические сигналы.
Произведения Виктора Шмохина многим напомнят работы знаменитого абстракциониста Василия Кандинского. На выставке представлены его картины, созданные в разное время на протяжении 10 лет и выдержанные в одной цветовой гамме. Если присмотреться, считает Татьяна Калугина, можно проследить определенные трансформации образов, повторяющихся на разных полотнах.
Выставка «Мечты и реальность» продлится до 29 января 2023 года.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста