В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Охотники за искусством», посвященная советским коллекционерам, которые тайно и под угрозой конфискаций собирали шедевры. В экспозицию вошло более 70 работ русского и советского модернизма первой трети XX века, которые редко демонстрируются широкой публике. Несколько наиболее интересных экспонатов — в нашем материале.
Автора этой работы можно угадать, не глядя на музейную этикетку: стиль мастера портретной и жанровой живописи Бориса Кустодиева очень узнаваем. Расцвет творчества художника пришелся на предреволюционный период, однако и после 1917 года он продолжал изображать праздничную, яркую Россию, иногда разительно отличающуюся от реальности. «Встреча» входит в эту галерею образов: на уже не существующей в реальности основе Кустодиев создает поэтическую мечту, сказку о жизни в уездном городе, проникнутую праздничным настроением.
На пути к супрематизму Малевич много экспериментировал, пробуя себя в разных направлениях — от импрессионизма, фовизма и сезаннизма до кубизма и реализма. В поздний период творчества Малевич был вынужден создать новые версии ранних работ, оставшихся за границей, куда художник ездил в 1927 году.
Так произошло и с работами так называемого крестьянского цикла. «Три фигуры в поле» — великолепный образец постсупрематического периода конца 1920-х — начала 1930-х годов. Малевич в примитивистском ключе представляет собственную интерпретацию темы крестьянства. Удаляющиеся за линию горизонта фигуры символизируют постепенно исчезающую крестьянскую жизнь.
Александра Богомазова часто сравнивали с Пабло Пикассо. Созданные им городские пейзажи и жанровые сцены отличаются оригинальными пластическими решениями, в них ритм линий сочетается с объемами цветных плоскостей. Метод автора называют спектрализмом, а использование чистых красок схоже с подходом Казимира Малевича, с которым Богомазов учился в московской школе-студии Федора Рерберга.
При жизни работы Богомазова нечасто выставлялись. Он рано скончался, сохранением его наследия занималась вдова, художница Ванда Монастырская-Богомазова. Она продавала картины покойного мужа только в серьезные собрания. «Трамвай» купил коллекционер Валерий Дудаков в начале 1980-х за беспрецедентно высокую на тот момент сумму — девять тысяч рублей.
На портрете предположительно изображена Наталья Вышеславцева, супруга Бориса Вышеславцева, русского философа и религиозного мыслителя, близкого к художественным кругам. Портрет Коровин написал, вероятно, в 1912 году на даче семьи Вышеславцевых в местечке Салтыковка (Курское направление Московской железной дороги), где неоднократно гостил.
Стилистику работ Коровина часто сравнивали со стилистикой французских импрессионистов. Однако на этом портрете автор отступает от такого колорита, используя темные коричневые тона в интерьере и фигуре, выразительно контрастирующие с холодными голубовато-зелеными оттенками пейзажа за окном.
Выставка продлится до 29 августа.