Москва — город, который вдохновляет. Подарить незабываемые ощущения может не только прогулка, но и фильмы, где видно столицу прошлого. К Всемирному дню экскурсовода, который отметили 21 февраля, москвоведы вспомнили любимые кинокартины и рассказали, как город изменился за последние сто лет.
Экскурсовод Государственного музея обороны Москвы
Действие фильма Константина Юдина «Сердца четырех» разворачивается в безмятежной летней Москве незадолго до Великой Отечественной войны. Именно поэтому ленту, представленную на киностудии 20 февраля 1941 года, выпустили на экраны только в 1945-м — чтобы поддержать зрителей и напомнить о мирной жизни. Тогда она стала лидером проката.
Сюжет несколько наивной комедии положений прост и легок. Строгая Галина и легкомысленная Шурочка — хотя и родные сестры, но совершенно разные по характеру. Одна преподает математику, другая готовится к переэкзаменовке. И светлая, солнечная Москва становится будто отдельным действующим лицом, готовым раскрыться героиням и зрителям.
«В фильме есть кадры, снятые недалеко от Нескучного сада (на Ленинском проспекте, тогда — Большой Калужской улице). Я живу поблизости, это родные для меня места — и поэтому вдвойне приятно видеть их на экране. Сравнивая те виды и современный облик города, могу сказать, что основа архитектурного стиля не поменялась — и это главное. Изменения коснулись мелочей: теперь вы не увидите, например, телефонных будок на улицах. Конечно, фильм черно-белый, нельзя оценить цветовое решение домов, но вывески и магазины выдают свое время», — рассказал Дмитрий Носков.
Кроме того, экскурсовод часто пересматривает фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944). В центре сюжета — история любви артиллериста Василия Кудряшова и зенитчицы Вари Панковой, разлученных войной, но сохранивших свои чувства на многие годы. Режиссер Иван Пырьев, автор сценария Виктор Гусев, композитор Тихон Хренников, актеры Евгений Самойлов, Иван Любезнов и Марина Ладынина получили за свою работу Сталинскую премию II степени.
Фильм о победе снимали еще во время войны, и в кадре показывают самое сердце Москвы — Кремль, Красную площадь, Каменный мост, на котором бойцы действительно назначали потом свидания «после войны».
«С одной стороны, это место остается как будто вечно неизменным, с другой — видно, как меняется облик и как реставрируют здания, которые того требуют. Сам я, к сожалению, не так часто гуляю по центру, как хотелось бы», — отметил Дмитрий Носков.
Историк кино, сценарист, сотрудник объединения «Выставочные залы Москвы»
Москва 1920-х отлично представлена, например, в авантюрной ленте «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» Льва Кулешова (1924) или сатирической комедии «Дом на Трубной» Бориса Барнета (1928). В одном ряду с этими шедеврами стоит фильм Абрама Роома «Третья Мещанская».
Выйдя на экраны в 1927 году, «Третья Мещанская» произвела фурор — причем не только в СССР, но и за рубежом. Причиной был весьма скандальный сюжет. Герои фильма (жена, муж и его друг, приехавший в гости), считая ревность пережитком буржуазного прошлого, вступили в тройственный любовный союз и оказались «в капкане порока, пошлости и мещанства». За границей кино демонстрировали под довольно выразительными названиями «Любовь втроем» и «Диван и софа».
Что же касается первого названия фильма, оно отсылало к реальной московской улице. В городе таких было четыре: 1-я Мещанская стала потом проспектом Мира, 2-ю Мещанскую переименовали в улицу Гиляровского, а 4-я Мещанская осталась Мещанской, только без номера.
«Вошедшая в историю кино 3-я Мещанская сегодня называется улицей Щепкина. Вот только предложить вам прогуляться по ней в поисках дома, где снимали фильм “Третья Мещанская”, невозможно, потому что это происходило совсем не там, а на Потылихе, в кинопавильонах “Совкино”. Сейчас это “Мосфильм”», — пояснила Милена Мусина.
Но и без дома на 3-й Мещанской в фильме есть на что посмотреть. Оператор Григорий Гибер писал: «Мы вставали в три часа и в четыре уже снимали спящую Москву с автомобиля, с улицы и сверху с Института Ленина и Большого театра. Московское строительство на Центральном телеграфе, стандартизированные дома — в Петровском парке».
«Нынче весьма популярны экскурсии по крышам. В “Третьей Мещанской” вы попадете на крышу, на где оказаться абсолютно невозможно. Один из героев, будучи строителем, ремонтирует портик Большого театра. На обед он располагается прямо рядом с квадригой Аполлона. Оператору пришлось сесть на голову одного из коней, массивный киноаппарат “Дебри” стоял на лошадиной спине — так были сняты виды Театральной площади, здание ЦУМа и гостиница “Метрополь”», — рассказала Милена Мусина.
В «Третьей Мещанской» можно увидеть и одно из самых модных мест современной Москвы — трамвайную электростанцию на Болотной набережной, известную теперь как Дом культуры «ГЭС-2». В фильме ГЭС-2 запечатлена в первозданном виде: вместо металлических труб — кирпичные, рядом башня с часами. Позже ее шатер был разрушен, а восстановили его как раз в ходе современной реконструкции.
Уже в конце ХХ века восстановили и снесенный в 1931 году храм Христа Спасителя, который в «Третьей Мещанской» появляется дважды. Разрушен был и запечатленный в фильме Страстной монастырь (теперь на этом месте стоит памятник Пушкину), и собор Александра Невского в Миуссах.
«Людям, влюбленным в старую Москву, грустно смотреть кадры с этими храмами, ведь они длятся лишь секунды. Создатели фильма жалеют времени на демонстрацию символов старой Москвы, они стремятся показать Москву новую, молодую, полную энергии, устремленную в будущее — и этим очень похожую на ту, в которой живем сегодня мы с вами», — отметила Милена Мусина.
Методист по научно-просветительской работе Государственного музея обороны Москвы
В 1985 году на экраны вышел пятисерийный фантастический фильм режиссера Павла Арсенова «Гостья из будущего», покоривший детей и подростков. В основе сюжета — повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед», рассказывающая о приключениях Алисы Селезневой, обаятельной путешественницы во времени. Кино снимали по большей части в Москве: в картине можно увидеть Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина Российской академии наук, станцию метро «ВДНХ» и другие знакомые места. Многие жители столицы наверняка смогут назвать любимую сцену, связанную с тем или иным местом.
«В четвертой серии есть момент, когда ученик 6-го “В” Коля Герасимов выбегает из ворот школы и бежит от космических пиратов аккурат в сторону улицы Качалова (ныне — Малой Никитской) по нынешнему Вспольному переулку. Сцена динамичная, я хорошо помню ее еще с детства. Фильм вышел в 1985-м, а еще через 10 лет я и сам пришел учиться в этот район», — рассказал Кирилл Дряннов.
Школа, о которой идет речь, существует в реальности. В 1980-е это была английская спецшкола № 20, а сейчас это школа № 1239. Статус учебного заведения с углубленным изучением английского языка она сохранила.
Еще один из любимых фильмов Кирилла Дряннова, который снимали в Москве, —фантастическая комедия «Кин-дза-дза!» (1986) Георгия Данелии. Например, в кадр попала булочная, куда шел прораб Владимир Машков. Она располагалась в доме № 28 на Калининском проспекте (ныне — Новый Арбат).
«Популярная в то время булочная находилась через дорогу от кинотеатра “Октябрь”. Сейчас ее нет, в 1990-е здесь открыли продуктовый. Сегодня, конечно, это место практически не узнать — вы увидите там множество кафе и магазинов», — отметил Кирилл Дряннов.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России