Завершилась реставрация здания посольства Республики Чили. Двухэтажному особняку с подвалом и мезонином вернули облик образца начала XX века. Реставраторы воссоздали утраченный лепной декор на фасадах, а также привели в порядок кровлю и ограду.
Здание, расположенное в Денежном переулке, построили в 1910–1912 годах по проекту архитектора Адольфа Зелигсона. Оно было частью владения супругов Анжелики и Германа Бройдо. Эта семья выкупала участки городской земли и застраивала их особняками и доходными домами под ключ для последующей продажи.
Строительство дома началось в 1910 году, и совсем скоро владение у супругов Бройдо выкупил уральский золотопромышленник и меценат Викторин Бурдаков. Он и завершил строительные работы. В особняке насчитывалось 20 комнат, в нем располагалась и квартира собственника. В начале XX века очертания здания напоминали французский дворец в миниатюре, в том числе благодаря необычной крыше. Вдоль нее протянулся парапет со столбами и вазонами. А на фасаде под карнизом был лепной фриз (декоративный пояс) с растительным рисунком. Эти элементы со временем были утрачены.
Специалисты считают этот дом одним из ярких образцов архитектурного стиля модерн. Множество деталей в его убранстве и планировке говорит об этом. Например, над центральной частью здания надстроен мезонин. Три окна главного фасада имеют полукруглую форму, они украшены лепным фризом с орнаментом. В композиции особняка есть присущая модерну асимметрия. Главный вход находится не в центре, а сбоку – в левой части фасада. Над ним круглое окно, также типичный элемент модерна. Еще одно необычное окно с криволинейным рисунком остекления располагается в правой части фасада, за ним когда-то была гостиная овальной формы.
«Во время реставрации специалисты восстановили по историческим документам все утраченные декоративные детали и привели в порядок те, что сохранились до наших дней. Это наличники окон, меандры (лепной фриз с узором ломанных под прямым углом линий), а также сандрики и пилястры. Кроме того, был проведен ремонт кровли, отремонтирована система водостока, укреплена кирпичная кладка стен. Реставраторы восстановили штукатурный слой фасадов и покрасили их. Кстати, до реставрации здание имело серо-голубой оттенок. Сейчас особняку вернули его исторический цвет – желтый. Теперь здание выглядит таким, каким его и задумал архитектор Адольф Зелигсон», – рассказал глава Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Бывший доходный дом Бройдо – Бурдакова является объектом культурного наследия регионального значения. Посольство Чили располагается в этом особняке с 1960-х годов. Все реставрационные работы проводились по согласованному с Мосгорнаследием проекту и под контролем специалистов ведомства.
Адольф Зелигсон (1867–1919) – московский архитектор и инженер польского происхождения. В начале своей карьеры он работал в польском городе Лодзи, затем в Санкт-Петербурге и Париже, а с 1907 года – в Москве. Здесь он начал воплощать идеи популярного тогда стиля модерн и за короткое время стал одним из ведущих в городе архитекторов, работающих в этом направлении. В основном он строил доходные дома, особняки, а также банки. В столице сохранились многие здания, возведенные под руководством Адольфа Зелигсона, среди них – доходный дом Гринберга (Армянский переулок, дом 9), доходный дом Басманного товарищества (Новая Басманная улица, дом 10), здание Азовско-Донского банка (улица Ильинка, дом 9, строение 2), доходный дом Мекка (Чистый переулок, дом 6).
Восстановление и сохранение памятников архитектуры – одно из важных направлений работы Департамента культурного наследия. Так, сейчас завершается реставрация фасадов здания посольства Бразилии. Особняк на Большой Никитской был построен в неорусском стиле в 1876 году для жены потомственного почетного гражданина Анны Лопатиной. Восстановление интерьеров дома планируется завершить в 2020 году.
За последние восемь лет в городе привели в порядок более 1200 исторических зданий.
Так, недавно была завершена реставрация усадьбы Андрея Сытина, одноэтажного деревянного дома, построенного на каменном фундаменте конца XVII века. Его площадь – 683,3 квадратного метра. Это один из немногих образцов застройки Москвы до пожара 1812 года.
А в марте завершилась реставрация интерьеров церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Было восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах храма. Специалисты также воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.
В ближайшее время начнутся работы на бывшей даче купцов и фабрикантов на Ленинградском проспекте. Здание было возведено в первой трети XIX века в неоклассическом стиле.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста