Загадать желание, если верить народным приметам, в Москве можно в самых неожиданных местах — даже, например, в метро по дороге на работу или домой (об этом напоминает сияющий нос собаки на станции «Площадь Революции»). А можно мысленно отправиться в прошлое, представив себе великолепные здания по сохранившимся фрагментам. В музеях, подведомственных городскому Департаменту культуры, есть свои легенды, загадочные места и «временные порталы». Подробнее о некоторых из них — в материале mos.ru.
Посетители музея-заповедника «Царицыно» утверждают, что, если потереть крышу Хлебного дома на медном макете комплекса на площади перед Большим дворцом, можно приблизить исполнение желания. Некоторые гости считают, что способностью воплощать мечты обладают сфинксы у павильона «Миловида» и на причале Верхнего Царицынского пруда (кто-то уверен, что нужно потереть нос, кто-то — что подержаться за хвост, но ничто не мешает сделать сразу и то и другое). А влюбленные, вместе посетившие павильон «Нерастанкино», никогда не расстанутся — так, во всяком случае, гласит местная легенда.
В Голосовом овраге на территории музея-заповедника «Коломенское» есть валун, который называют Девичьим камнем. По форме он напоминает панцирь черепахи, а вес его составляет более четырех тонн. Когда-то жители окрестных деревень верили, что камень помогает излечиться от бесплодия — возможно, на этом месте имеет смысл подумать о пополнении семьи, если такое желание ждет исполнения.
А Гусь-камень — валун из кварцевого песчаника, похожий одновременно на гуся и голову коня. Согласно преданию, в сражении со змием Георгий одержал победу, но погиб его конь — голова животного покатилась по склону и превратилась в Гусь-камень. По другой версии, валун происходит из Скандинавии — камень сполз сюда вместе с ледником. Есть версия, что древние жители этой местности использовали его для отправления языческих культов. В любом случае некоторые посетители полагают, что у камня до сих пор сохранилась некая магическая сила.
Посетителям Музея К.Г. Паустовского рассказывают историю о старинной корабельной рынде, исполняющей желания о дальних странствиях и путешествиях. Ее музею много лет назад подарил капитан дальнего плавания. Рында побывала на разных континентах, прошла много морей и видела океан.
Моряки верят, что рында — сердце и талисман корабля. А появление такого экспоната в литературном музее объясняется особым отношением Константина Паустовского к романтике морской профессии и людям, посвятившим себя ей. В детстве будущий писатель сам мечтал стать моряком и увидеть весь мир, а литературную карьеру начал с морских рассказов. Но даже не исполнив детскую мечту, Константин Георгиевич оставался увлеченным путешественником и утверждал: «Жить нужно странствуя!»
Чтобы волшебный экспонат помог с исполнением желания, необходимо выполнить несколько условий: послушать в тишине музейного зала шум морских волн, представить себе то место, куда хочется попасть, и трижды ударить в рынду.
Гости из космоса, исполняющие желания, — правда или всего лишь красивая история? В Музее космонавтики хранятся два метеорита и импактит — порода, которая образуется в результате их падения из космоса. Это интерактивные экспонаты — их можно не только осмотреть, но и потрогать. Загадывать желание, гласит музейная легенда, нужно именно в этот момент.
Еще в Музее космонавтики есть собственная история об исполнении заветной мечты. Конструктор Сергей Королев всю жизнь хотел побеседовать с основоположником практической космонавтики Константином Циолковским. Мечта была так сильна, что как-то раз он даже вскользь обмолвился, что встреча все-таки состоялась. Но никаких документальных подтверждений тому, что великие ученые виделись, нет.
В музее есть зал «Творцы космической эры», где «веранда» Циолковского и «кабинет» Королева находятся друг напротив друга. И здесь начинается таинственная легенда: говорят, что ночью, когда в залах нет ни души, а свет выключен, на покрывале на диване Сергея Павловича появляются складки, будто там сидели два человека. Природу появления этих следов в музее пока не выяснили, но верят, что мечта главного конструктора сбылась и великие ученые встречаются, чтобы обсудить дела космические.
От подвала до раздумной ступеньки. Как устроен Дом-музей Сергея КоролеваСвязь с космосом. Как у Сергея Королева появился красный телефон
Одно из направлений работы галереи «Краснохолмская» объединения «Выставочные залы Москвы» — звуковое искусство. И — какое совпадение! — напротив галереи есть сквер со звуковой аномалией. Если встать в его центр и произнести желание вслух, оно эхом разнесется вокруг (и сбудется). О том, где находится сквер, расскажет администратор галереи.
А в галерее «Выхино» в экспозиции «Протомузея» появился необычный экспонат. На вид это простой самовар, но если все члены семьи одновременно дотронутся до ключа, то семья эта будет жить вместе долго и счастливо. Самовар в «Протомузей» передали долгожители поселения Ошевенск на Русском Севере. А художники — участники «Мастерской ТАФ» проверили «волшебные» свойства и дружно живут творческим коллективом уже более 40 лет. Самому пожилому участнику мастерской, академику Александру Павловичу Ермолаеву, в этом году исполнилось 83 года.
Гуляя по усадьбе Кусково, можно отправиться в небольшое путешествие во времени и представить, как выглядели некоторые ее строения более 200 лет назад. Например, в северо-восточном углу регулярного парка (русского Версаля, как о нем говорили) в XVIII веке располагался павильон в стиле рококо. Его название — «Бельведер» — можно перевести с итальянского как «прекрасный вид»: подобные сооружения строили на возвышенностях, чтобы осматривать окрестности. Такие павильоны украшали в XVIII столетии сады и парки разных стран Европы. Вот как описывает тот, что был в усадьбе, граф Сергей Дмитриевич Шереметев в своей книге «Кусково до 1812 года»:
«Здание в виде башни находилось на углу Кусковского огороженного сада, в стороне, ближайшей к театру. В него вели четверо дверей стеклянных, в середине оного на стенках висело по два купидона алебастровых белых, держащих вазы, а над ними были деревянные тройные кронштейны резные, вызолоченные. Снаружи того бельведера на площадке сделано восемь вазов белого камня, на них мальчики нагие лепной работы».
С одной стороны павильон завершал диагональную аллею парка, с другой — открывал новую перспективу на окружающий пейзажный парк «Гай», не сохранившийся до наших дней. От «Бельведера» на нынешней территории Кускова остался фундамент, который можно увидеть, дойдя до северо-восточного угла парка.
А вот существующий с XVIII века огород — тогда он назывался огородом поваренных трав — можно осмотреть и сегодня, он находится недалеко от Американской оранжереи. Несмотря на статус летней резиденции для пышных приемов, усадьба Кусково никогда не теряла утилитарной функции — тогда в огороде и в боскетах сажали то, чему подходил подмосковный климат. А рядом, в Американской оранжерее, выращивали экзотические растения. Пять секций здания, расположенных на каменном фундаменте, имели названия: Кофейная, Персиковая, Большая оранжевая, Косая оранжевая и Крайняя оранжевая.
В Кускове действовал и один из самых знаменитых в Москве крепостных театров XVIII века. В дни торжеств оперные и балетные спектакли ставили на двух сценах. Первая располагалась в специально выстроенном здании, не сохранившемся до наших дней. Вторая находилась прямо в парке на открытом воздухе, это называлось воздушным театром.
Наряду с террасами, гротами и каскадами, воздушные театры в богатых русских усадьбах XVIII века отсылали к характерным мотивам итальянских парков эпохи Высокого Возрождения. Кусково — редчайший образец и единственный в такой полноте сохранившийся в России синтез архитектурно-паркового и сценического искусства.
Сцена располагалась на насыпном холме полутораметровой высоты и была окружена березовыми боскетами, внутри которых росла земляника и клубника. По краям сцену украшала высокая стена стриженого барбариса. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой был сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Сверху сцену убирали травяным ковром, а во время театральных постановок — деревянным настилом.
Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80–100 зрителей. Перед началом спектакля им предлагали мягкие подушечки. Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 квадратных метров и небольшого амфитеатра было обычным для воздушных театров XVIII века. Амфитеатр располагался к югу от сцены — так она получала достаточное естественное освещение. Воздушный театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика, смотревшая спектакль с парковых дорожек.
Музыканты занимали места в оркестровой яме, закрытой со стороны зрительного зала цветочной клумбой. Актерскими уборными служили две круглые башни из стриженой зелени.
Сегодня о воздушном театре напоминает планировка и очертания рельефа.
Трехарочный, Большой, «Бельведер»: какие гроты можно найти в московских усадьбахНутрь из раковин витых. Как был построен и украшен «Грот» в Кускове«Грот» Шереметева, театр Щукина и «катюши»: в каких парках Москвы сохранились исторические памятники