Спускаясь каждый день в метро, пассажиры даже не задумываются, что оказались в своеобразном музее или галерее. А ведь многие станции московской подземки — настоящие памятники архитектуры. На исторических станциях немало интереснейших деталей — например, на «Киевской» Арбатско-Покровской линии — живописное панно 1953 года, а на «Киевской» Филевской линии — необычные стеклянные люстры. Первозданный вид им возвращали талантливые специалисты реставрационной мастерской «Китеж». О секретных технологиях мастерской, а также о том, как специалисты воссоздавали уникальный, единственный в стране керамический фонтан на ВДНХ — в нашем материале.
Жемчужиной своего реставрационного портфолио специалисты мастерской «Китеж» считают сложнейшую работу по восстановлению одного из самых известных панно Московского метрополитена — «Народные гулянья в Киеве» на станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Это живописное панно, созданное в 1953 году и украшающее торцевую стену станции, было практически утрачено в 2010-м. Однако мастерам реставрационной мастерской удалось сделать невозможное. Они нашли оптимальные материалы для реставрации и восстановили панно, вернув ему первоначальный вид. Работая в особой живописной манере 1950-х годов и опираясь на найденную фотографию 1954 года, художники «Китежа» смогли сохранить дух той эпохи.
Причиной повреждения фрески стало то, что под давлением грунтовых вод и породы согнулся металлический щит, который был ее основой. Из-за этого панно стало отваливаться, красочный слой осыпался практически полностью. Специалистам нужно было укрепить бетонное основание метровой толщины, сделать новый металлический щит и восстановить живопись. При выборе материалов учитывали тот факт, что грунтовые воды достаточно близко.
Столичное метро создает трудности для реставрационных работ еще и высокой проходимостью. Поток людей и шум затруднили бы работу мастеров. Однако специалисты и здесь нашли выход из ситуации.
«Восстанавливать панно на станции “Киевская” нам пришлось бы не в самых комфортных условиях — находясь практически носом к стене, поэтому решили работать в другом месте. Сначала мы продублировали живопись на листах фанеры в отдельном помещении. Там мы воссоздали освещение, схожее с освещением в метро. Это было необходимо для того, чтобы в итоге цвета на панно были такими, какими мы видим их на станции. Выполненную на листах фанеры копию-шпаргалку мы разделили на фрагменты и перенесли фреску с черновика на панно. Получилось один в один», — добавил Александр Иванов.
На соседней станции «Киевская» (Филевской линии), тоже объекте культурного наследия, мастерская «Китеж» провела полную реставрацию платформенной части. Главной задачей было возвращение станции первоначального вида. Одной из ярких деталей оформления платформы были мозаичные полы. По признанию самих специалистов, принимаясь за работу, они решили не повторять ошибки мастеров 1930-х годов. Тогда для пола использовали мрамор разных оттенков. Но это слишком мягкий материал, поток пассажиров на станции большой, и поверхность мраморного мозаичного пола стирается очень быстро. Учитывая современные условия, специалисты «Китежа» приняли решение сделать мозаику из гранита, тщательно подбирая оттенки камня под мрамор. Гранит позволит сохранить полы на долгие годы.
У мастеров «Китежа» огромный опыт и в реставрации стеклянных люстр. Для таких работ в их мастерских есть специальный цех, где трудятся специалисты по стеклу и металлу. Самая масштабная работа в сфере реставрации люстр была выполнена на станции метро «Киевская» Филевской линии. Там нужно было воссоздать люстры с огромными стеклянными плафонами диаметром около метра. Ни один из российских заводов не брался за такую задачу — выдуть огромный стеклянный шар для светильника. К сотрудничеству приглашали коллег из Чехии и Китая, но зарубежные специалисты тоже не нашли возможности сделать шар таких размеров. Вызов приняли в «Китеже». Помогли мастера старой советской школы стеклодувов, и совместными усилиями плафон необходимого размера был воссоздан.
«Плафон сложный, с двойным стеклом. Сначала надо было выдувать первый шар, который кладется в большую форму наподобие тарелки. Верхнюю часть шара срезали, в эту полусферу выдували второй шар и снова срезали. В результате получился двойной слой стеклянной чаши. Один слой нам нужно было сделать молочным, а второй — глянцевым. На молочном слое делали алмазное гранение, как на хрустальной посуде, где сами предметы матовые, а их грани глянцевые, блестят. Это старая советская технология, которую удалось воссоздать нашей команде», — пояснил реставратор.
Еще один непростой проект по работе с люстрами связан с ВДНХ. В одном из залов павильона № 30 «Микробиологическая промышленность» воссоздавали первоначальный вид люстры.
«Чтобы воссоздать исторические люстры, использовали архивные фотографии и подбирали аналоги советских светильников 1950-х годов. После долгих поисков нашим архитекторам удалось найти точный аналог люстры, который мы выкупили. Благодаря этому оригинальному образцу мы повторили изначальный вид люстры, включая ажурные двуцветные металлические детали и стеклянные плафоны с красивой гравировкой», — объяснил мастер.
По словам реставраторов «Китежа», в 30-м павильоне ВДНХ было сделано немало открытий. В одном из залов на потолке под слоем краски во время исследовательских работ специалисты обнаружили историческую живопись. На росписях изображены цветы, образующие причудливые орнаменты. Кроме того, живопись была и на потолке другого зала, о чем было известно по архивным материалам. В ходе работ живопись отреставрировали.
В мастерской «Китеж» работают и с объектами, созданными из несвойственных для них материалов, — например, с фонтаном из керамики или решеткой с гальваническим покрытием с применением высокотоксичных химикатов.
Помимо реставрационных работ внутри павильона № 30, специалисты начали восстанавливать фонтан рядом с ним. Фонтан — неотъемлемая часть единого архитектурного ансамбля. Его проект разработали архитектор В.М. Таушканов и инженер Н.В. Орехов. Фонтан пришел в негодность, и его нужно привести в рабочее состояние.
«Фонтан перед павильоном керамический. Это единственный фонтан в стране, сделанный из керамики, таких больше никто не строит, поскольку керамика непрочная, она зависит от температурных перепадов и неустойчива к влаге. Необычен и способ его создания: фонтан сделали на экспериментальном заводе по технологии бескислородного обжига (восстановительный обжиг). Это сложнейшая технология, при которой на поверхность керамики после обжига выступает металл. Такой техникой в России никто не занимается, эта технология полностью утеряна. Соответственно, навыков реставрации подобных фонтанов ни у кого не было», — подчеркивает реставратор.
Сейчас мастера «Китежа» проводят эксперименты, пытаясь воссоздать тот самый утерянный метод бескислородного обжига. Уже воссозданы чаша и бассейн фонтана в технике терраццо. К нему подведены современные инженерные системы для подачи воды. Специалисты восстановили изразцы с растительным декором, которые украшали фонтан.
Следующая авторская технология реставрации — способ предотвращения появления желтизны на камне. На фасадах некоторых станций метро, например, есть каменный декор.
«Материалы, которые обычно используют для реставрации камня, нам не подошли, потому что со временем они желтеют, ведь в их основе — эпоксидные смолы. Здесь мы разработали свою секретную технологию, особенный состав, который сохраняет камень практически навечно и не позволяет ему желтеть. По своей новой технологии мы уже переделывали каменный декор станции “Новослободская”», — рассказал Александр Иванов.
Творческие мастерские «Китеж» работают с 2003 года. В команде реставраторов — люди разных возрастов и разных специальностей. Всех их объединяет любовь к культурному наследию, неравнодушное отношение к делу, а также высокий профессионализм и ответственность. Специалисты реставрируют объекты в разных городах России и за рубежом, в том числе храмы и монастыри, исторические здания, объекты монументальной и станковой живописи.