В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Ситец. Вчера, сегодня, завтра». Образцы старинных набивных тканей и подлинных предметов с легендарных фабрик прошлого предоставили несколько музеев. О некоторых экспонатах по просьбе mos.ru рассказывает куратор выставки Наталья Полонникова.
Родиной хлопчатобумажного производства являются Китай и Индия. Важный виток история хлопкового ткачества сделала в 1764 году, когда в Англии изобрели прядильную машину. Поначалу Россия закупала английские ткани, но постепенно начала собственное производство. В 1822 году вышел указ: «Ввоз в Россию набивных тканей запретить, основателям фабрик по набивке тканей оказывать всяческие привилегии». Вскоре по всей стране начали греметь имена фабрикантов Рубачевых, Гарелиных, Прохоровых, Барановых, Бурылиных, сделавших на ситцах целое состояние.
Одной из самых известных фабрик XIX века стала барановская. Хлопчатобумажную мануфактуру в Александровской слободе на базе холстинного производства своего отца основал в 1835 году Федор Баранов, позже дело продолжили его потомки. Сын Иван стал продавать товар за границу, а внуки Александр и Асаф оснастили мануфактуру по последнему слову техники. Ткани получали награды на Всемирных выставках в Москве (1865), Париже (1867), Вене (1873).
В 1875 году Асаф Баранов построил на личные средства текстильную фабрику. Будучи не только дальновидным предпринимателем, но и талантливым инженером-химиком, он сумел достичь высот. Его ткани пользовались большим спросом и на родине, и за границей, а о нем самом ходили легенды: «Будьте здравы, веселы и богаты, как Асаф Баранов», — желал Антон Чехов своему другу Федору Шехтелю в 1892 году.
На выставке в «Коломенском» воссоздан кабинет легендарного фабриканта: подлинная конторка, за которой работал Асаф Баранов, отчеты, книги, настольные счеты и альбомы с образцами ситцев, сделанные для выставок в Нижнем Новгороде (1896) и Париже (1889).
Парижская выставка принесла Баранову признание в Европе. Представленная его мануфактурой ткань «Смородиновый лист» завоевала Гран-при и золотую медаль за «неповторимость цветов и изысканность рисунка». Жюри было в восторге: русским мастерам удалось передать ощущение праздника, яркого летнего дня. Ткань пожелали закупить представители ряда европейских фирм. «Смородиновый лист» есть среди экспонатов — ткань с той самой выставки в Париже, накинутая на манекен XIX века, украшает собой один из залов.
Ударил звон последний
Оконченной обедни;
На паперти — народ,
Кумач и ситец пестрый;
Луч солнца ярко-острый
Слепит глаза и жжет.
Так начинается стихотворение Валерия Брюсова «Праздник в деревне» (1916). Кумач, или ярко-красный ситец, был очень популярен в XIX и начале XX века среди простого народа. Однотонный и покрытый набивным узором, он выглядел празднично. О разнообразии красных тканей можно судить по ассортименту воссозданной на выставке типичной мануфактурной лавки конца XIX — начала ХХ века. Образцы тканей, обернутые вокруг красных прямоугольных форм, сложены стопкой. Рядом — старинные ножницы: похожими отрезали ситец покупателю веселые приказчики.
Для окрашивания ткани в яркий оттенок алого в XVIII и первой половине XIX века применялся крапп — дорогостоящее вещество, которое добывали из корня марены красильной. С краппом приходилось повозиться: чтобы окрашенная им ткань не выцветала, ее нужно было закрепить. Русские красильщики использовали старинный способ, который сегодня может показаться жутким, — выдерживали ткань в смеси из навозной жижи и бычьей крови.
Настоящую революцию произвел Иван Баранов. Он попробовал красить ткани с использованием собственной марены, выращенной в Дербенте, а бычью кровь заменил на хлебный уксус. Оттенок, который получал Баранов, не линял, был очень насыщенным. В XIX веке красный барановский платок с растительным орнаментом был желанным подарком для женщин разных сословий.
Образцы народного костюма, сшитые полностью или фрагментарно из ситцев, не только платки, но и сарафаны, рубахи, фартуки, головные платки, юбки, платья и даже холодайки, представлены на выставке. Географию их использования легко проследить по характерным деталям костюма той или иной губернии: Рязанской, Вологодской, Курской, Пермской, Архангельской, Воронежской и других.
Слово «ситец» пришло в русский язык из немецкого. Немецкое слово zitz, в свою очередь, образовано от голландского sits, которое восходит к санскритскому слову «ситрас», означающему «пестрый». Ситцы всегда были узорчатыми, веселыми. Поначалу на российских фабриках использовали рисунки иностранных художников, но к ХХ веку начали создавать свои.
Особая гордость выставки — кроки (с ударением на последний слог, от французского croquis — «набросок»), рисунки, на которых изображен повторяющийся элемент узора. Среди экспонатов есть и кроки, купленные за рубежом, и созданные отечественными мастерами. Простому зрителю, не специалисту по истории декоративно-прикладного искусства, сложно определить хотя бы примерный год создания того или иного рисунка. Многие из них, на первый взгляд современные, созданы в начале XIX века.
Кстати, узоры для ситцев создавали не только специалисты по тканям, но и известные живописцы. Среди них Борис Кустодиев, Константин Коровин, Валентин Серов, Филипп Малявин. Последнему очень нравились ситцы синего или красного цвета с мелким цветочным узором, которые были очень популярны в то время в деревнях.
Один из старейших образцов ситца, представленных в «Коломенском», — «Нептун», изготовленный в 1820 году на ивановской мануфактуре Якова Гарелина. На оформление русских ситцев влияли образцы из других культур, наши мастера очень любили героев зарубежных мифов и легенд — так на этот ивановский ситец попал древнеримский бог морей и потоков. Экспонат приехал на выставку из фондов Музея ивановского ситца. Это первая за долгое время выставка, в которой он участвует, — до этого «Нептун» ни разу не покидал Иванова.
На выставке очень много образцов ткани со знаменитым «огуречным» узором. Его еще называют «турецким бобом» и «миндалиной». Историки часто спорят о том, где его родина. Согласно одной из версий, это Россия: здесь эти ткани встречались еще в XVII веке, а на территории Европы и Азии появились только в XVIII. «Огуречные» ткани в большом количестве производились в основном для восточного рынка — из них в числе прочего любили шить халаты.
В 1920-х и 1930-х цветочные и абстрактные узоры на ситцах сменил принт в виде серпа и молота, пятиконечной звезды, колосьев и сельскохозяйственной техники. Агитационный текстиль, сохранявший все наработки предыдущего века, способствовал внедрению в сознание советских людей новой идеологии.
Декоративный сатин «Трактор» (1925), например, посвящен развитию коллективизации. Это очень редкий рисунок. Он производился только на одной фабрике — в Иваново-Вознесенском государственном текстильном тресте. Представлены на выставке и образцы других тканей этой фабрики с рисунком в виде самолетов, шестеренок, парусников.
В течение всего советского периода ситец оставался одной из самых популярных и доступных тканей. Принципы народного костюма использовались художниками и модельерами Общесоюзного дома моделей одежды. В 1957 году для VI Международного фестиваля молодежи и студентов художники Москвы разработали серию костюмов из набивного ситца и штапеля, которая пользовалась большим успехом. А во второй половине 1960-х показы кутюрье Вячеслава Зайцева прославили русский ситец в США, Канаде, Японии и других странах. Модели Зайцева из коллекции Музея ивановского ситца также представлены на выставке.
Способы нанесения рисунка на ткань постепенно менялись. Долгое время узоры набивали с помощью резных досок (манер) и деревянной колотушки (чокмаря). Мастер наносил краску на лицевую часть манеры, накладывал ее на полотно и пристукивал чокмарем. Работая над многоцветным рисунком, использовали несколько манер.
В конце XIX века начали использовать специальные валы с нанесенным на них узором. Если на ткань надо было нанести несколько элементов, ее пропускали через разные валы: сначала наносили один вид узора, потом второй, третий и так далее. На выставке в «Коломенском» можно увидеть валы, которые использовались на российских и английских фабриках в конце XIX — начале ХХ века.