Легендарному фильму «Доживем до понедельника» исполняется 50 лет. Он вышел на экраны 28 октября 1968 года. Предпремьера состоялась чуть раньше, летом: картину о трех днях из жизни обыкновенной московской школы впервые показали делегатам II Всесоюзного съезда учителей. Когда в зале зажегся свет, зрители аплодировали стоя. Они рукоплескали смелости дуэта маститого режиссера Станислава Ростоцкого и молодого сценариста Георгия Полонского, создавших галерею честных образов учеников и учителей и показавших школьную жизнь без прикрас.
Фильм оказался лучшим согласно опросу журнала «Советский экран», получил Гран-при VI Международного кинофестиваля в Москве в 1969 году и Государственную премию СССР 1970-м, стал ключевым в карьере многих актеров. А еще — навсегда внес в историю отечественного кинематографа одно московское учебное заведение. Как сегодня живет школа, в которой снимали легендарную картину, — в материале mos.ru.
На излете оттепели, в 1967 году, Станислав Ростоцкий начал работу над фильмом о жизни современной советской школы. Позади были мелодрама с любовным треугольником «Дело было в Пенькове», героическая военная драма «На семи ветрах», экранизация «Героя нашего времени», отмеченная призом на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
С колхоза, фронтового госпиталя и кавказской крепости режиссер перевел свой взгляд на учительскую, классную комнату и спортзал. И оказалось, что в этих декорациях могут разворачиваться не менее серьезные события. Вчерашние дети впервые задумываются о справедливости и восстают против учителей, которые относятся к своей работе слишком формально.
Для съемок «Доживем до понедельника» Ростоцкий выбрал новый развивающийся район Москвы — Северное Медведково. Первоначально основной площадкой должна была стать школа № 274. Но она только открылась, образовательный процесс еще не был налажен, поэтому ее директор киношникам отказал. Выбрали другую, постарше, которая к началу съемок работала уже год. Директор школы № 234 Виктор Зайцев с радостью дал согласие — он понимал, что благодаря съемкам в ленте известного режиссера учебное заведение войдет в историю.
Фразу «Счастье — это когда тебя понимают» за одним из главных героев фильма уже полвека повторяют школьники и учителя во всей стране. Для молодой школы № 234 эти слова стали девизом. Девиз актуален и сейчас, когда учебное заведение входит в состав Первого московского образовательного комплекса, включающего в себя несколько образовательных организаций — от дошкольных групп до колледжа. Простую истину помнят в каждой из них — так говорит директор Первого МОК Юрий Мироненко.
«Школа сильно изменилась, стала более технологичной, но стремление к пониманию ребенка остается неизменным. Вся моя работа и работа этого огромного комплекса, где учатся более семи тысяч детей, направлена на то, чтобы ребенка — в дошкольной группе, в школе или в колледже — понимали. Тогда он будет счастлив. Мы все для этого делаем: создаем комфортную среду обучения для ребят, где они могут чувствовать себя как дома. Наша фишка — это открытые образовательные пространства», — говорит он.
Один из примеров таких пространств — музей, посвященный фильму «Доживем до понедельника». Это просторное помещение, прилегающее к одному из школьных коридоров, с мягкими пуфами, большим экраном, на котором показывают фильм, и уголком с экспонатами того времени: старыми школьными альбомами, чернильницами и знаменами. Стены декорированы цитатами и кадрами из фильма, а также современными снимками. Так создатели музея хотели показать преемственность разных поколений.
«Мы проводим аналогию между тем, что было в нашей школе в 1960-х годах, и тем, что есть сегодня. Важные вещи были заложены тогда, глубокие традиции. Все они основываются на том, что это школа, где тебя понимают», — пояснила Наталья Александрова, педагог-организатор.
Сегодня это кажется странным, но фильм мог не увидеть свет. Отправив в Госкино сценарий, написанный в соавторстве с молодым сценаристом Георгием Полонским — по первому образованию, кстати, педагогом, Ростоцкий так и не дождался ответа. И с одобрения директора Киностудии имени Горького начал съемки на свой страх и риск. Картину создали в рекордно короткие сроки — за три с половиной месяца.
История о школьном учителе истории, вставшем на сторону ученика в конфликте с завучем, показалась Госкино слишком острой. Съемки пытались запретить, но к тому моменту фильм был уже готов.
После длинной беседы режиссеру предложили внести в картину 28 поправок. Ростоцкий согласился на три, остальное удалось отстоять. Самая серьезная купюра была сделана в сцене, где герой Тихонова говорит директору: «...Можно написать кляузу на соседа. Можно переписать учебник. Но души-то у них не бумажные!» В итоговом варианте фраза про учебник превратилась в нейтральное «Можно переписать диссертацию».
«Когда фильм вышел, нас поразило, насколько он правдивый. Все проблемы, казалось, были из нашей жизни. В фильме молодая учительница английского приходит работать в свою школу, где работает историк, в которого она была влюблена в старших классах. А у нас был мальчик, влюбленный в молодую учительницу. Кстати, у них все хорошо сложилось: они поженились, когда он закончил школу», — рассказывает завуч старших классов Лариса Бобович, которая во время съемок фильма училась в этой же школе в восьмом классе.
На экран ни она, ни ее одноклассники не попали: кино снимали в основном во внеучебное время, чтобы не мешать. Дети в массовых сценах — не ученики школы, их привозили специально для съемок. Кроме того, далеко не все делали в школе, многие сцены — в павильонах.
Для съемок задействовали спортивный и актовый залы, а также переход из одной части здания в другую. Помните дождь, который идет за окнами актового зала, пока герой Тихонова играет на пианино, слушая нотации героини Нины Меньшиковой — завуча Светланы Михайловны? Природное явление имитировали, поливая школу снаружи из пожарных шлангов. Эта сцена стоила директору немалых нервов: он очень переживал за новое здание, боялся, что его испортят.
«Это был очень сердобольный человек. Переживал и за школу, и за все, что происходит в ее стенах, и, кончено, за детей. Он был ветераном войны, у него был протез вместо одной ноги, и, несмотря на это, он каждое утро встречал детей и обходил все три этажа школы, следил за порядком», — рассказывает Наталья Александрова, главный хранитель школьных легенд.
«Мы знали, что в фильме снимаются потрясающие актеры, даже несколько раз видели некоторых из них. Например, Тихонова, Телегину — она репетировала одну сцену возле столовой, в которой ее героиня моет полы. Еще видели Печерникову. Она гримировалась в учительской, надевала короткий парик, так как волосы у нее были длинные. Помню свои впечатления от этой актрисы: такая миниатюрная, красивая», — делится Лариса Бобович.
Вячеслав Тихонов мог не появиться в фильме. Против его кандидатуры выступал Георгий Полонский. Суперзвезда Тихонов казался сценаристу слишком красивым и благополучным — в роли историка с душевным надломом и сложным характером он видел кого-то постарше или хотя бы менее привлекательного внешне. Но Ростоцкий остался непреклонен, предложив в качестве компромисса возрастной грим.
Тихонов поначалу и сам не хотел участвовать. Он стал одним из первых, кому Ростоцкий предложил сняться в его новом фильме «на современную тему», — по дружбе. «Если ты мне друг — ты должен играть», — сказал он, и Тихонов согласился, хотя поначалу счел роль мелкой, серой и неинтересной.
Сегодняшние ученики гордятся историей школы, которая началась со съемок культового отечественного фильма. Почти все смотрели «Доживем до понедельника». И даже те, кто не делал этого, знают, что картину снимали именно здесь, благодаря музею.
«Наши дети проводят экскурсии для других учеников комплекса. К нам приходят и студенты колледжа, и школьники, и даже малыши из детского сада. Тут много интересного, есть что показать и о чем рассказать. Кроме того, здесь просто комфортно, хорошая обстановка. Дети здесь отдыхают, проводят разные мероприятия», — отмечает Марина Пименова, педагог-библиотекарь, руководитель музея.
Полина из шестого класса «З» говорит, что «Доживем до понедельника» ей показал папа. Он не предупреждал девочку, что фильм снимали в ее школе, и это стало приятным сюрпризом. Картина ей очень понравилась, Полина нашла в ней даже некоторые параллели со своей школьной жизнью.
«Я думаю, что фраза “Счастье — это когда тебя понимают” должна быть девизом каждой школы. Потому что у каждого бывают проблемы, трудности, которыми надо поделиться. А если у человека есть наставник, он может поделиться ими — и ему помогут. У нас в школе именно так», — уверен Валентин из восьмого «Л».
На уроках литературы здесь часто пишут сочинения на пространные темы, как в фильме. Но работы учеников никогда не приводят к школьным ЧП.
«Бывают сочинения на важные философские темы. Например, недавно писали, в чем смысл жизни. И про счастье тоже как-то писали. На мой взгляд, счастье — это когда все мои близкие здоровы, все вокруг меня рады, а я радую их. И когда не возникает конфликтов», — уверена Юля из девятого «Д».
Архивные фотографии предоставлены Главархивом Москвы