В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Русская тройка», посвященная знаменитой упряжке, ее использованию в извозчичьем и ямщицком деле, а также породам лошадей. Экспозиция в Сытном дворе объединяет почти 700 предметов из 20 музеев — от старинных элементов упряжи до вдохновленных тройкой произведений декоративно-прикладного искусства.
Русская тройка — один из символов России — не имеет аналогов в мире. Главное в этой запряжке — не количество лошадей, а шаг, которым идет каждая из них. Лошадь посередине, или коренник, должна бежать рысью, а остальные, пристяжные, — галопом. Это позволяет распределять нагрузку равномерно, животные меньше устают и развивают скорость до 40 километров в час. В доавтомобильную эпоху это было очень быстро, поэтому тройку использовали для перевозки срочных донесений и почты.
Рысь и галоп — это аллюры, или способы перемещения лошади. При рыси ноги животного передвигаются по диагонали: одновременно ступают правая передняя и левая задняя, а потом левая передняя и правая задняя. Галоп — это ряд скачков: лошадь ступает правой задней ногой, потом двумя ногами по диагонали (левая задняя и правая передняя), далее следует скачок, во время которого все четыре ноги не касаются земли.
Эти движения, полные красоты и изящества, вдохновляли многих художников. Например, Николай Сверчков, член Императорской академии художеств, живописец-баталист и мастер жанровой сцены, не любил писать лошадей в статичном состоянии, через движение он показывал их нрав, характер, скорость. Именно благодаря Сверчкову в XIX веке появилось понятие «конский портрет». На выставке представлена его картина «Катание на Масленице» (1876) из собрания Музея коневодства Российского государственного аграрного университета — Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева. На полотне изображены две движущиеся тройки, будто парящие в воздухе.
В 1911 году русская тройка покорила посетителей Всемирной выставки в Лондоне, после этого она неоднократно принимала участие в мировых выставках, конкурсах и соревнованиях на протяжении всего ХХ века. Например, русская тройка была представлена на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Этот смотр достижений стал первой крупной международной выставкой после окончания Второй мировой войны.
Лучше всего для русской тройки подходит орловский рысак, выведенный в XVIII веке графом Алексеем Орловым-Чесменским, сподвижником Екатерины II. Участник Русско-турецкой войны 1768–1774 годов, он получил вторую часть своей фамилии за победу в Чесменском сражении. В свободное время граф увлекался верховой ездой, охотой, скачками, лошадиными бегами. Свой первый небольшой конный завод он открыл в имении Остров под Москвой. Получив земли в Воронежской губернии, он перевез туда своих лошадей — там было разгульнее и свободнее.
Тогда же у него появилась идея вывести собственную породу, которая в одинаковой степени подходила бы и пахарю, и воину. В 1776 году Орлов купил у турецкого султана арабского белоснежного жеребца за огромные деньги — 60 тысяч рублей серебром. Коня, которого назвали Сметанкой, скрестили с датской лошадью — так появился Полкан I. Того в свою очередь свели с голландской кобылой — родился Барс I, основатель орловской породы, над выведением которой в общей сложности работали около 20 лет.
С середины XIX века орловский рысак с наследственно закрепленной способностью к резвой рыси пользовался огромным спросом в Европе, Америке и, конечно, России. Во время торжественных церемоний аристократы украшали лошадей попонами. В экспозиции представлена парадная шерстяная попона XIX века с гербом князей Голицыных из собрания Музея Москвы.
В 1834 году в Москве открылся первый в мире рысистый ипподром — Центральный московский ипподром. Его история началась еще в 1831 году, когда Общество конской скаковой охоты получило по указу сената земли на Ходынском поле. Как он выглядел на рубеже веков, можно увидеть на архивных фотографиях из Российской государственной библиотеки. В наше время на Московском ипподроме круглый год проходят рысистые испытания. Здесь проводятся европейские и российские чемпионаты наездников, зимние и летние соревнования троек.
К строительству конюшен подходили со всей ответственностью: в них хранилось много сена, а значит, была велика вероятность возникновения пожара. Если для возведения жилого дома достаточно было просто разрешения городских властей, то при строительстве конюшни обязательно нужно было представить план с указанием ее расположения относительно других объектов. До нашего времени дошел созданный в 1756 году план усадьбы полковницы Анны Юшковой, располагавшейся в приходе церкви Святого Николая Чудотворца в Земляном городе. На документе, предоставленным Российским государственным архивом древних актов, есть обозначение места и для строительства конюшни.
Помимо сбруи — седел, удил, хомутов, шлей, дуг — в конюшне хранили кнуты и вожжи, а также инструменты для уборки: грабли, навозные вилы, метлы. Интересные рекомендации по обустройству и содержанию конюшни можно почерпнуть из книги советов по ведению домашнего хозяйства 1851 года.
«Место для строительства конюшни следует выбирать возвышенное и сухое. Так как в конюшне всегда и так довольно сырости <…> Хорошее устройство конюшни заключается в том, чтобы в ней было не очень темно и не очень светло, летом прохладно, а зимою тепло <…> Для каждой лошади стойло огораживается досками, оно должно иметь два аршина в ширину и три с половиной длины <…> В конюшне необходимо проветривание, а также прокуривание воздуха смолой с можжевельником или можжевеловыми ягодами».
В середине XIX столетия был огромный спрос на упряжные расписные дуги. В каждой губернии был свой стиль росписи: в Нижнем Новгороде, например, любили использовать яркие насыщенные цвета, а в Москве — спокойные темные оттенки. Дуги чаще всего делали из вяза или вербы. Они были тяжелее, чем кажется на первый взгляд, — все снаряжение весило примерно 30 килограммов. В экспозиции представлены различные дуги, колокольчики и бубенцы из Новгородского музея-заповедника, Политехнического музея, музея-заповедника «Коломенское» и Российского этнографического музея.
Ямщики были обязаны пользоваться на дороге сигнальным почтовым рогом, за неисполнение грозил штраф. Правда, многие продолжали по-простецки свистеть и кричать, чтобы им уступили дорогу. Поддужные колокольчики, которые своим звоном возвещают о приближении лошадей, появились позже и поначалу предназначались только для почтовых экипажей. Колокольчики были очень звонкими: в хорошую погоду приближение тройки можно было услышать за 15 километров. Бубенцы (шаркуны) получили распространение в начале XIX века, когда действовал запрет на использование дужного колокольчика для частного транспорта. Нарядные тройки, украшенные бубенцами и колокольчиками, часто нанимались для катания в праздники.
У лошадей были и охранные устройства, например ботало. Предмет, сделанный по типу колокольчика, выполнял важную функцию: издавал глухой и неприятный звук, который отпугивал хищников.
Почтовые станции в XIX веке делились на несколько разрядов. Станции первого и второго класса имели в своем составе трактир и гостиницу, расположенные в каменных постройках, и не менее 60 лошадей на замену уставшим животным. Станции третьего и четвертого класса довольствовались деревянными постройками и гораздо меньшим числом лошадей.
Неотъемлемым элементом трактиров был самовар, особенно актуальный после длительного зимнего путешествия. Менее состоятельные люди возили с собой свой, разборный. В ходу были и латунные самовары-чайники, совмещавшие сразу две функции. Пока меняли лошадей, ямщики не только пили чай — еще они любили петь песни под балалайку. Ямщицкие песни представляют особый пласт русской песенной культуры — это песни и про ямщиков, и про седоков-пассажиров. Бдительности в дороге не теряли: каждый ямщик был готов к нападению разбойников или диких животных, поэтому при себе всегда имел топор и колотушку.
В 1870 году на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге был представлен стул, в котором совместили символы русской тройки и ямщицкой культуры. Мастер Василий Шутов выполнил подлокотники в виде двух воткнутых в сиденье топоров, на спинке-дуге с прикрепленной к ней балалайкой сделал надпись: «Тише едешь, дальше будешь». Стул получил бронзовую медаль, а его создатель — заказ на 50 стульев от императорской династии. Представленный на выставке стул-кресло в Москву привезли из Костромского музея-заповедника.
Русской тройкой запрягали повозки не только ямщики, но и извозчики. Извозный промысел регламентировали к 1888 году, разрешив им заниматься всем мужчинам от 18 до 60 лет без физических недостатков вроде глухоты, обладающим лошадьми, экипажем и инвентарем. Путь в извозчики у всех начинался одинаково: заплатив пошлину и получив в полиции разрешение и номерной знак, человек приступал к делу, — и здесь начинались различия, которые выражались в отношении к работе и доходах.
Дешевле всего возили «ваньки» — простые крестьяне, которые не стеснялись грубить, сквернословить, а то и вовсе браться за вожжи, будучи пьяными. Их лошади и инвентарь тоже оставляли желать лучшего. А вот извозчики, которых называли живейными, держали приличных животных, опрятные экипажи, за которые и просили больше. Классом повыше были «голубчики», а также шаферные, которые работали на праздниках. Как правило, лучших представителей профессии горожане знали в лицо, их изображения появлялись в прессе и открытках.