На ВДНХ продолжается реставрация павильона «Советская культура» (бывший Узбекской ССР), который является объектом культурного наследия федерального значения. Специалисты восстанавливают исторический вид здания с ювелирной точностью — ему вернут облик, который был у него в момент открытия почти 70 лет назад. Благодаря натурным исследованиям и архивным фотографиям удалось восстановить центральный элемент павильона — белоснежную ротонду. Скоро главный фасад украсят две монументальные скульптуры.
Первый павильон «Узбекистан» открылся на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939 году. Тогда это было деревянное строение, на входе в которое стояли гипсовые фигуры в национальных одеждах, окрашенные в бронзовый цвет. За время войны и сам павильон, и фигуры пришли в аварийное состояние, после чего было принято решение о полной перестройке, которая завершилась в 1954 году.
По проекту архитектора Стефана Полупанова было возведено монументальное здание с ротондой на главном фасаде и двумя новыми бетонными скульптурами, встречавшими посетителей: «Чабаном-каракулеводом» и «Сборщицей хлопка». Эти фигуры, созданные Зинаидой Снигирь, были утрачены в 1960-е годы. Сегодня их восстановлением занимается коллектив скульпторов под руководством Владимира Трулова.
Высокие потолки, минимум инструментов и много глины. Так выглядит мастерская недалеко от станции метро «Войковская», где воссоздают утраченные скульптуры павильона. Воссоздание — задача для профессионала не самая сложная. Сложно, когда это приходится делать почти вслепую.
«В начале у нас имелось по несколько фотографий каждого памятника. Причем все они датированы 1950 годами, плохого качества, только фронтальные и боковые. Многое было непонятно. Например, мы долго не могли определить, что изображено на фото — нога животного или складка халата. В процессе работ нашлись новые изображения, по которым уточнили некоторые детали», — рассказывает руководитель группы скульпторов Владимир Трулов.
По его словам, методика восстановления включает несколько этапов. Для начала были изготовлены два глиняных макета масштабом один к пяти. После того как их утвердила приемная комиссия, приступили к следующему этапу работ. Затем сварщики под пристальным руководством скульпторов создали металлический каркас для полномасштабных скульптур.
«Наша работа — это плод коллективного творчества. Уже когда скульптуры были в глине, наше внимание обратили на несколько иное расположение руки у женской фигуры, поскольку обнаружилась еще одна архивная фотография, без учета которой был выполнен макет», — вспоминает Владимир Трулов.
Самым важным, по мнению скульпторов, было выбрать наиболее верное расположение в пространстве, которое максимально соответствовало бы всем фотографиям, снятым с разных ракурсов.
«Наши кураторы оказались по-хорошему пристрастны. Были разные споры. К примеру, мы считали, что нога мужчины должна быть повернута определенным образом, нас убеждали в обратном. В процессе работы выявляли истинное положение элемента. Нередко приходилось лепить одно и то же несколько раз. В творческой работе так не поступают, но это нормальная практика для воссоздания», — отмечает Владимир Трулов.
Коллектив, занимающийся восстановлением фигур, небольшой — всего три человека. К лепке скульпторы приступили в октябре, и с тех пор они занимаются только этим, ведь работа полностью ручная.
«Сначала на каркас набиваем глину, делаем это колотушкой, чтобы материал плотно сел. Главное здесь — поймать форму сообразно анатомии человека. Это все-таки не снеговика лепить — важно сформировать некую основу, правильные повороты тела, длину рук и так далее. Причем начинаешь всегда от общего к частному, детали прорабатываются в конце», — объясняет Дмитрий Салычев, лепивший скульптуру женщины.
По словам его коллеги, Андрея Голубева, для скульптора с технической точки зрения здесь не было ничего нового: сварен каркас, набита глина, а дальше происходит сам процесс лепки. «Принципиально другое — мы восстанавливаем фигуры по старым размытым фотографиям. Поэтому лепку можно сравнить с работой следователя. Я брал фото и подолгу изучал один ракурс, другой, делал для себя какие-то выводы. Вот эта исследовательская часть для меня стала абсолютно новым вызовом», — говорит скульптор.
Одна скульптура представляет собой мужчину с ягнятами и овцой каракулевой породы. Другая — женщину с книгой и кустом хлопчатника, символизирующим полный цикл жизни растения — завязь, цветок и сухой плод-коробочку.
Информацию о прототипах скульптур найти в архивах не удалось. Однако известно, что они являются героями Социалистического Труда. У каждого на груди висит советский знак высшей степени отличия за трудовую деятельность.
Чтобы передать черты лица как можно более достоверно, скульпторы отсмотрели огромное количество фотографий жителей республики, изучали национальные тюбетейки и халаты, советовались со специалистами.
«Скульптор Зинаида Снигирь на ВДНХ участвовала еще и в оформлении павильона “Кролиководство”, где на входе посетителей встречают бетонные фигуры девушек-кролиководов. Туда мы тоже ходили для изучения ее художественных приемов. Нам важно было не поддаться современным веяниям, излишнему натурализму. В наших скульптурах есть некая мера, придающая монументальность. Применяется полностью классическая технология — сначала эскиз, потом макет, затем каркас и так далее. Так делали до революции, так делала сама Снигирь, так делаем и мы», — говорит Владимир Трулов.
Сейчас в мастерской стоят модели в мягком материале. Они сделаны из отечественной пулковской глины, и их необходимо раз в пару дней проливать водой, иначе появятся трещины, ведущие к разрушению. Поливает глиняные фигуры сам скульптор — это такая же неотъемлемая часть его работы, как и лепка.
Скоро с фигур снимут форму и сделают отливку из гипса. Уже в гипсе можно будет доработать скульптуры и по необходимости добиться гладкой или фактурной поверхности, максимально похожей на историческую. После этого с гипсовой модели снимут силиконовую форму, в которую зальют бетон и оставят застывать. Следом — финальная авторская доработка, и фигуры поедут на монтаж.
Скульптуры установят возле отреставрированного фонтанного каскада павильона «Узбекистан», где для них уже подготовлен бетонный постамент. В самом павильоне расположится выставочно-культурный и экспозиционный центр Узбекистана.
Символизм и аллегория: какие образы советских тружеников можно найти на павильонах ВДНХКакой увидели ВДНХ первые посетители в 1939 годуИстория снаружи, будущее внутри: как преобразилась ВДНХ за восемь лет