Недавно коллекцию музея-заповедника «Царицыно» пополнили три редких экземпляра — шкаф и парные стулья в стиле классицизм. Это значимое дополнение к собранию: классический стиль любила Екатерина Великая, по заказу который было построено Царицыно. Все три предмета, которые можно увидеть на выставке новых поступлений в Хлебном доме, созданы в России под влиянием европейских тенденций того времени. О том, чем они интересны с искусствоведческой точки зрения, рассказывает Елена Карасева, главный хранитель музея-заповедника «Царицыно».
С середины XVIII века в Европе на смену стилю рококо с его пышными формами и обилием деталей пришел классицизм, главным признаком которого стало обращение к античным простоте, строгости и гармонии. Мода на античное искусство была обусловлена в том числе достижениями в области археологии: с 1738 и 1748 годов соответственно начались раскопки Геркуланума и Помпеев — двух древнеримских городов, погребенных под лавой из-за извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Фрески, обнаруженные на стенах римских домов, впечатлили не только ученых, но и художников, архитекторов и мастеров-краснодеревщиков.
Одним их законодателей английского классицизма был архитектор Роберт Адам (1728–1792). Он не только проектировал здания, но и оформлял интерьеры. В основу проектов Адама легли оригинально интерпретированные античные формы, много внимания мастер уделял античному орнаменту, использовал мотивы римской архитектуры и элементы росписей Помпеи. Предметы мебели, которые он создавал, имели прямолинейные формы, четкие контуры, экономную профилировку деталей и низкий рельеф резьбы. Часто они были декорированы росписями на мифологические темы. С творчеством Адама связан переход на светлые породы дерева и обогащение новыми элементами.
Стиль Адама (или адамов стиль) оказал влияние и на русский классицизм. Примером может послужить кабинетный шкаф рубежа XVIII–XIX веков, хранящийся в музее-заповеднике «Царицыно». Шкаф, фанерованный шпоном из вошедшей в то время в моду карельской березы, имеет элементы, характерные для стиля Роберта Адама: ровную прямоугольную форму, светлый оттенок, лаконичность линий. При этом он был создан не в Англии, а в России. Предположительно, шкаф был выполнен в знаменитой санкт-петербургской мебельной мастерской «Отто и Гамбс» самим Генрихом Гамбсом — краснодеревщиком из прусского городка Нойвида, прибывшим по делу в Россию в 1790 году и оставшимся здесь.
Небольшой размер шкафа говорит о том, что он, скорее всего, использовался для хранения редких книг, ценных бумаг или дорогих тканей. Главный декоративный элемент — роспись, выполненная гуашью и занимающая большую часть дверцы. Она сделана в помпейском стиле — по мотивам настенных фресок погребенного под пеплом города.
На черном фоне в центральной части росписи изображена колесница с фруктами и колосьями пшеницы, запряженная двумя волами. У колесницы — девушка, кладущая в нее плоды, юноша слева подносит корзину, еще один справа — держит волов. Сюжет напоминает сцену сбора урожая. Это позволяет предположить, что женская фигура — древнеримская богиня урожая и плодородия Церера. Роспись обрамлена рамкой с орнаментом в виде морских чудищ, напоминающих о римских мозаиках, и лебедей — одного из символов богини любви Венеры. Русские мастера уловили особенности классической мебели в стиле Адама и создали удивительно гармоничный образец мебельного искусства.
Посмотреть на английский классицизм с другой стороны помогут парные кресла, созданные в стиле знаменитого Джорджа Хепплуайта (1727–1786). Этот архитектор и декоратор входит в так называемую большую тройку мастеров-мебельщиков (наряду с Томасом Чиппендейлом и Томасом Шератоном).
При жизни Хепплуайт был мало известен. Сначала он работал на Чиппендейла и Роберта Адама — создавал мебель по их эскизам, позднее открыл свою собственную мебельную мастерскую. Настоящая слава к нему пришла только после смерти, когда его вдова Алиса Хепплуайт опубликовала «Книгу эскизов для краснодеревщика и обойщика», ставшую очень популярной. Мебельные проекты ее покойного мужа, представленные в книге, служили источником вдохновения для многих поколений дизайнеров. Имя Джорджа Хепплуайта стало нарицательным и использовалось для обозначения его стиля.
Отличительной особенностью стиля хепплуайт можно назвать гармоничность и плавность линий, а также простоту форм. Рококо мебельщик не любил, называя его приторным деликатесом. Диваны, кресла и шкафы Хепплуайта имеют четко очерченный силуэт и прямые, сужающиеся к низу ножки. Мебель отличается простотой форм, легкостью, элегантностью, отдельные детали — плавно изогнутыми линиями.
В каталоге представлено более 40 моделей стульев. Стул в стиле хепплуайт специалист узнает сразу: для него характерна спинка в виде геральдического щита. Спинки ажурные или мягкие. Излюбленные мотивы ажурных спинок — три переплетающиеся стрельчатые арки, расходящиеся веером пальмовые листья или вертикальная планка в виде плюмажа.
Основные темы декора — вазы, растения, драпировки и аркады. Стулья с ручками, то есть кресла, обычно имели изогнутые подлокотники. Обивались такие стулья и кресла чаще всего светлой однотонной тканью.
Два кресла в стиле хепплуайт, представленные на выставке новых поступлений, были сделаны в России в последней трети XVIII века. Скорее всего, их изготовили крепостные мастера-мебельщики, которые работали в то время у многих высокопоставленных особ. Такие кресла могли стоять во дворце или усадьбе богатых дворян.
Кресла имеют все основные признаки стиля: простые формы, изогнутые плавные линии, сужающиеся к низу ножки, изогнутые подлокотники, кремового оттенка обивку и, конечно, щитовидную спинку. Отличает их от классического кресла в стиле хепплуайт роспись — гирлянды, растительные композиции и младенцы-путти. На медальонах спинок изображения разные: на одном из кресел это женская фигура с луком в руках и колчаном стрел (предположительно, богиня охоты Артемида), а на другом — мужская фигура со щитом и копьем (возможно, бог войны Арес). Вероятно, кресла изначально являлись частью гарнитура, в котором были аналогичные предметы с изображением других античных богов, но доподлинно об этом неизвестно.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
Кубок «Москва – на волне»