Прогуливаясь по живописным паркам, усадьбам и другим общественным пространствам Москвы, нельзя не заметить, насколько преобразились многие исторические объекты. Например, фонтаны ВДНХ, которые после реставрации заиграли яркими красками.
Помимо того, похорошел Голландский домик на территории музея-усадьбы «Кусково», а восстановленным фасадам церкви Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице и ее колокольни вернули исторический облик. Для того чтобы все эти объекты получили вторую жизнь и смогли радовать своей красотой еще долгое время, над ними трудились специалисты реставрационной компании «Пирит-99».
Организация принимала участие в работах на более чем 50 объектах культурного наследия. Мастера возвращают первозданный вид памятникам архитектурного наследия не только в Москве, но и по всей России. За последние три года они также отреставрировали объекты в Забайкальском крае, Иркутской, Архангельской и Костромской областях, Республике Бурятия. Рассказываем о самых интересных проектах и уникальных технологиях организации.
В мире существуют разные реставрационные школы. Родоначальниками реставрации принято считать итальянцев, для которых в приоритете консервация памятников для поддержания их в неизменном состоянии. Однако существует и иной взгляд, к которому тяготеет русская школа, — это реставрация как восстановление исторического облика объектов культурного наследия. Таким образом, путем доскональных научных исследований, анализа и сравнения можно воссоздать, к примеру, утраченный фрагмент монументальной живописи в соответствии с замыслом автора.
Концепции максимального сохранения подлинных элементов и воссоздания утраченных деталей придерживается компания «Пирит-99». Ее специалисты занимаются реставрацией объектов культурного наследия и приспособлением их для современного использования. Деятельность компании позволяет продлить жизнь многих исторических архитектурных памятников и сохранить культурное наследие для последующих поколений.
Например, на ВДНХ специалисты компании отреставрировали по первоначальным эскизам фонтаны «Каменный цветок», «Золотой колос» и 14 фонтанов на Центральной аллее. В центре композиции первого находится чаша в виде цветка, распускающегося среди самоцветов. На гранитных постаментах, украшенных чугунными волютами, установлено 16 бронзовых композиций-натюрмортов с дарами природы союзных республик. В большой чаше расположены малые фонтанчики в виде чугунных осетров и бронзовых гусей.
Помимо гусей, по сохранившимся образцам были также воссозданы утраченные чугунные скульптуры осетров. Привели в порядок уцелевших рыб и декоративные ветви каменного цветка с позолотой. Также после реставрации вокруг фонтана появился цветник, как это было в 1954 году.
Не остались без внимания и 14 фонтанов на Центральной аллее. Специалисты воссоздали бетонные чаши и обновили гранитную облицовку, отреставрировали чугунные литые декоративные детали, вернули художественный облик элементам композиции.
Самые интересные работы, по мнению специалистов «Пирит-99», связаны с творческим процессом, который необходим для реставрации. При создании «Каменного цветка» архитектор Константин Топуридзе вдохновлялся сказами Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка». Однако со дня открытия фонтана в 1954 году прошло много времени, и цветок с самоцветами потускнели. Та же беда постигла и другой фонтан ВДНХ — «Золотой колос».
При реставрации этих двух объектов основная сложность заключалась в грамотной работе со смальтой. Для украшения «Каменного цветка» специалисты использовали такие виды смальты, как цветной марблит из непрозрачного глушеного стекла, разноцветную кантарель из листов сусального золота разных оттенков, а также серебряную смальту. Фонтан «Золотой колос» облицован золотой и глушеной смальтой разных оттенков. В зависимости от температуры и времени даже из одинаковых компонентов можно получить разные цвета и фактуру.
В процессе реставрации сначала нужно определить истинный цвет и фактуру исторической смальты. В данном случае перед мастерами стояла непростая задача. Смальта была покрыта слоем сульфатов и окислов, которые откладывались десятилетиями со дня открытия фонтанов. Свою лепту вносило и ультрафиолетовое солнечное излучение. Утраты на некоторых элементах достигали 100 процентов, например на кристаллах фонтана «Каменный цветок».
«Расчистка смальты осуществлялась различными способами: от механического с применением химических средств до лазерной чистки. Была проделана огромная работа по определению исторических цветов смальты и отработке технологий получения смальты аналогичного цвета и фактуры. Результат этой работы мы видим сейчас на ВДНХ: на фонтане “Каменный цветок” все шесть лепестков цветка абсолютно разные по художественной композиции и каждый содержит более 15 тысяч кусочков смальты. После реставрации даже для нас было непривычно видеть ослепительный блеск и игру красок, полностью соответствующие замыслу автора. Эти уникальные работы выполнялись коллективом наших реставраторов различных специальностей с использованием множества технологий, и я горжусь, что принимал в этом непосредственное участие», — подчеркнул Александр Урбанский.
В ясный солнечный день яркие кусочки смальты и почти тысяча водяных струй создают удивительную игру света. По-настоящему оживает тот самый волшебный цветок из сказки о хозяйке Медной горы в вечернее время, когда включается подсветка.
Непросто было вернуть былое великолепие фасадам уникального храма начала XVIII века — церкви Апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице. Специалистам «Пирит-99» пришлось потрудиться, чтобы восстановить белокаменный цоколь, декоративные элементы колокольни, кровлю.
К созданию проекта храма приложил руку сам Петр I, на которого, в свою очередь, оказало влияние путешествие по городам Германии и Дании в 1697–1698 годах. Главка храма несет в себе иноземные черты и по стилистике скорее напоминает немецкую кирху.
Фасады ансамбля колокольни и самой церкви обновили в 2020 году.
«Были отреставрированы фасады с насыщенными белокаменными барочными элементами декора, стропильная система кровли, пришедшая в аварийное состояние, восстановлена медная кровля и скрытые медные элементы белокаменного декора фасада, проведена работа по золочению крестов. Особенно хочется отметить техническую сложность работ на колокольне при реставрации белокаменных колонн, поддерживающих карнизы. На всех колоннах образовались вертикальные трещины. Это случилось в результате глубокой коррозии металлических вертикальных кованых стержней внутри них. Кроме того, коррозия металлических скоб, связывающих между собой два параллельно лежащих белокаменных блока, привела к разрушению большей части блоков. В связи с этим 48 колонн были полностью восстановлены с заменой металлических стержней, скоб», — объясняет генеральный директор «Пирит-99».
В процессе проведения работ в церкви Апостолов Петра и Павла было сделано небольшое реставрационное открытие. На фасадной части храма со стороны Новой Басманной улицы специалисты обнаружили белокаменный портал с резным декором. Он был спрятан под толстым слоем штукатурки на протяжении 60 лет. Мастера провели большую и сложную работу по реставрации и воссозданию белокаменного портала.
Кроме того, в интерьерах храма нашли фрагментарно сохранившуюся живопись, выполненную в 1724 году.
«В интерьерах храма заслуживают внимания настенные клеевые и масляные росписи. Живопись насчитывает пять хронологических слоев. Особый интерес представляет расчищенный фрагмент росписи в стиле барокко, относящийся к первой половине или середине XVIII столетия, — редчайший для Москвы пример монументальной живописи этого времени», — уточняет Александр Урбанский.
В результате долгой и кропотливой работы храм приобрел тот облик, который можно увидеть на фотографиях второй половины XIX — первой половины XX века.
Компания «Пирит-99» восстанавливает памятники архитектуры с 1999 года. Это не только объекты культурного наследия, но и промышленные здания и жилые дома. Среди отреставрированных столичных памятников — храм Богоявления Господня, церковь Николая Чудотворца «Красный звон», объекты на территории ансамбля Новоспасского монастыря, здание музея «Дом Гоголя» и другие.