Как смотреть «Парасомнии». Разбираем новый спектакль «Электротеатра Станиславский»

22 ноября 2018
Культура

21 ноября в «Электротеатре Станиславский» состоялась премьера спектакля «Парасомнии». Мюзикл-штрих — так определяют его жанр режиссер Вера Мартынов и композитор Дмитрий Курляндский. О том, что это такое и как это смотреть, — в материале mos.ru.

О чем постановка

На сцене семь актрис. Ни декораций, ни, по большому счету, сюжета. Литературная основа — поэтический цикл Станислава Львовского «Советские застольные песни», посвященный памяти о Великой Отечественной войне. Для Львовского, родившегося в 1972 году, как и для создателей спектакля и актрис, война — чужое воспоминание. Тем не менее его верлибры, перекликающиеся с советской военной поэзией, звучат как личные переживания.

«Парасомнии» — размышление на тему превращения общей памяти в частную. Концепцию постановки придумала Вера Мартынов. Во время исполнения «Советских застольных песен» каждая из актрис сосредоточена на собственных воспоминаниях, которые в ней пробуждают тексты Львовского — необязательно о войне или советском прошлом.

Вера Мартынов, режиссер и художник-постановщик спектакля «Парасомнии»

«Воспоминания актрис мы не озвучиваем. Они у них в голове и там остаются. Единственное, через что эти мысли передаются, — это движение, то, с каким лицом они действуют на сцене», — говорит Вера Мартынов.

Актрисы двигаются по сцене как во сне: ложатся, засыпают, просыпаются. Решение Мартынов поработать на территории бессознательного поддержал Станислав Львовский. Он же придумал назвать спектакль медицинским термином «парасомнии», обозначающим процессы, которые происходят с человеком во сне, — от храпа до кошмаров.

У актрис было достаточно творческой свободы — каждая могла создать свой образ сама. «На сцене мы такие же, как и в жизни. И мы не знаем, что происходит у нас в подсознании, когда мы спим. Мы постарались хоть немного туда заглянуть», — рассказывает Алена Кахута.

Как родились «Парасомнии»

Три года назад Дмитрий Курляндский вместе с композиторами Владимиром Николаевым, Владимиром Горлинским, Александром Маноцковым, Алексеем Сысоевым и Владимиром Ранневым создал «Негромкие песни войны» — вокально-музыкальный цикл на те же стихи Львовского. Впервые «Негромкие песни войны» были исполнены в Центре имени Мейерхольда музыкантами Московского ансамбля новой музыки и вокалисткой Натальей Пшеничниковой.

Тогда цикл «Советские застольные песни» не был охвачен полностью. Вернуться к этому материалу сегодня Курляндского заставило желание не только завершить начатое, но и сделать полностью свою версию. Ключ — в парадоксальном соединении советской эстрады и экспериментальной электроники.

«Важный материал, с которым я работал, — это современная клубная музыка. В спектакле советская песенная традиция странным образом совмещается с танцевальной, электронной культурой сегодняшнего дня. И в этом сочетании мост между прошлым и настоящим то ли появляется, то ли, наоборот, исчезает. Это очередная загадка, которую мы задаем в этом проекте», — говорит композитор.

Что такое мюзикл-штрих и как его смотреть

Обычный мюзикл состоит из песен, танцевальных номеров, драматических эпизодов. В «Парасомниях» все это есть, но облачено в иную форму, поэтому создатели уточняют: это мюзикл-штрих, то есть мюзикл со штрихом, как в математической формуле.

«Это не мюзикл в привычном понимании. Точнее, формально все же мюзикл, но с иным наполнением. Материал, с которым мы работали, другой, хотя песни тоже понятные, доступные», — отмечает Дмитрий Курляндский.

Встреча с необычным спектаклем не требует специальной подготовки. Наоборот: композитор уверен, что самое интересное здесь — столкновение с чем-то, что зритель может не сразу понять.

Интерпретация — это совершенно личное, и ассоциации здесь могут возникнуть абсолютно неожиданные. Они есть и у режиссера Веры Мартынов.

«Есть момент, который мне напоминает один из “Портретов девушки” Пабло Пикассо. Когда актриса Алина Горина прикасается ладонью к щеке, на нее так падает свет, что я сразу вспоминаю ту картину», — вспоминает она.

Как работали над постановкой

Работа, в которой нет ни одного сложного элемента, — так Вера Мартынов говорит о «Парасомниях». Во время репетиций все понимали друг друга с полуслова, поэтому процесс шел довольно легко. Однако эмоции, с которыми актрисы выходят на сцену, живые, и поэтому спектакль может меняться от показа к показу.

«Представьте каркас, окруженный сырой глиной, которая каждый раз заново проминается. Спектакль перестанет быть собой, если где-то глина зачерствеет, высохнет», — считает Вера Мартынов.

Хореограф Никита Чумаков, который также работал над постановкой, уверен: каждый раз, во время каждой репетиции и выхода на сцену, у актрис должно быть новое прочтение того, что они делают.

«Это спектакль про изменения. Это не старый формат, где все зафиксировано. Каждый раз девочки по-новому погружаются в эмоции, заново их переживают. Этот пазл всегда удачно складывается», — говорит он.

Ближайшие показы «Парасомний» в «Электротеатре Станиславский» пройдут 22 и 23 ноября, 20, 21, 22 декабря. После показа 22 ноября состоится встреча с Верой Мартынов и Дмитрием Курляндским.

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
8000₽ - Для взрослых

Иммерсивный аудиоспектакль «Мечтай!» в «Лужниках»

28 апреля 202331 декабря 2025

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies