В усадьбе Измайлово проходит выставка, на которой представлены изделия, выполненные в керамических мастерских Строгановского училища. У знаменитого учебного заведения богатая история — в следующем году оно отпразднует 200-летний юбилей.
В 1825 году археолог, меценат и государственный деятель Сергей Строганов создал «Рисовальную школу в отношении к искусствам и ремеслам». Занятия там были бесплатными, учиться — на одинаковых условиях — могли и крепостные, и аристократы. Требование было одно: иметь талант к созданию чего-то прекрасного, а развить его помогали педагоги — обучали черчению, геометрии, рисованию.
Спустя всего пять лет в школе появился класс технического набивного рисунка, еще через два — класс лепления из глины. В 1843-м она перешла городу и получила название — Вторая рисовальная школа, а в 1860-м она и несколько других подобных учебных учреждений объединились в одно — Строгановское училище технического рисования.
23 февраля 1901 года — памятная дата в истории училища. С легкой руки княгини Елизаветы Федоровны оно стало именоваться Императорским Строгановским центральным художественно-промышленным училищем. Далее учебное заведение переживало расцвет: при нем строили новые мастерские, количество желающих учиться увеличивалось, здесь преподавали лучшие мастера.
После революции на базе Строгановки появился ВХУТЕМАС — одно из самых влиятельных учебных заведений в сфере художественного и дизайнерского образования. Его, в свою очередь, в 1928-м реорганизовали в Московский высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), и через два года он разделился на четыре института: Архитектурный, Художественный, Полиграфический и Текстильный.
В 1945 году легендарное училище решили восстановить под названием Московского высшего художественно-промышленного училища. Те, кто понимал, о чем именно идет речь, называли его просто Строгановкой. Правда, с тех пор его переименовывали еще несколько раз, последний — в 2022-м (теперь это Российский государственный художественно-промышленный университет имени С.Г. Строганова).
На выставке в усадьбе Измайлово можно увидеть керамические работы строгановцев разных лет и проследить, как они менялись. Например, здесь представлены расписные блюда, созданные Марией Фаворской-Шаховской, дочерью известного графика Владимира Фаворского. Она и сама сделала головокружительную карьеру — участвовала в московских, всероссийских и всесоюзных художественных выставках, была удостоена Государственной премии СССР в области архитектуры. На ее блюдах — иллюстрации к сказкам Александра Пушкина, творчество которого всегда вызывало в ней трепет.
Работа с блюдами, то есть внутри круга, подчиняется своим законам — далеко не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Еще сложнее создавать рельеф, объемные изображения из керамического пласта. Монументальный рельеф в советское время имел огромное значение, был необыкновенно популярен и украшал самые разные места. Один из наиболее интересных экспонатов — панно с изображением красного и белого всадников, созданное в Государственном экспериментальном институте силикатов.
«Здесь такая интересная отсылка к религиозной тематике: мы видим, что красный всадник повторяет образ Георгия Победоносца, Змееборца. В ранние советские годы новая власть активно использовала религиозные символы, чтобы общаться с народом на понятном ему языке», — рассказали кураторы.
Также представлена гипсовая модель панно, украшавшая станцию метро «Таганская» (Кольцевая). Авторы Зоя Федорова и Павел Кожин создали ее в конце 1940-х.
Керамическая скульптура — отдельная веха для художников Строгановки. Строгановская школа, известная во всем мире, представлена такими мастерами, как Василий Ватагин, Алексей Сотников, Александр Белашов. Среди экспонатов, которые можно увидеть на выставке, — «Ягненок» Сотникова.
«Со скульптурой связана забавная история, — делятся кураторы. — На Всемирной выставке в Париже в 1937 году маленький мальчик подбежал к этому ягненку, схватил его, начал обнимать и целовать. Ягненка не могли вырвать из его рук! Об этом даже писали в парижских газетах. Сотникову говорили: “Алексей, ты должен гордиться, твою скульптуру целуют даже за границей”».
Малая фарфоровая пластика — еще один вид керамического искусства, которому тоже обучали в Строгановке. Гости выставки могут познакомиться с интересным дипломным проектом художницы Юлии Шабаевой, которая теперь уже сама преподает: в мельчайших подробностях, которые можно разглядывать очень долго, она изобразила городских жителей рубежа XIX–XX веков.
Функциональные предметы представлены отдельным блоком. Особая гордость — буро-зеленый кумган для умывания и мытья рук (узкогорлый кувшин с носиком, ручкой и крышкой). Предмет принадлежал еще основателю и первому директору музея-заповедника «Коломенское» Петру Барановскому. Кумган был создан в Строгановском училище в конце XIX века, когда там начались эксперименты с глазурью под руководством известного химика, керамиста и технолога Георгия Монахова.
Во второй половине XX века наблюдался широкий спрос на проектирование посуды, которую можно использовать в быту, — мастера изготавливали целые наборы.
Все подробности о том, как именно создают подобные вещи, можно узнать прямо на выставке — в интерактивном разделе «Мастерская керамиста». Здесь же есть необходимые инструменты, тактильные модели, образцы, материалы — со всем этим можно познакомиться поближе.
Тут же представлены работы недавних выпускников и студентов — раз в три месяца эта часть экспозиции будет меняться.
Выставка «Изучать. Творить. Создавать. Строгановская школа керамики XX–XXI веков» будет работать до 30 марта 2025 года.