Филиал Музея Москвы, Музей истории Лефортово, открылся на первом этаже жилого дома на Крюковской улице в 1999 году. Более 20 лет там рассказывают об одном из старейших районов столицы, его архитектуре и исторических личностях, имеющих к нему отношение.
Здесь не только можно изучить постоянную экспозицию, включающую в себя старинные предметы, ставшие свидетелями разных эпох, но и принять участие в квестах или экскурсиях и даже придумать собственный герб.
Название района напоминает о ближайшем соратнике Петра I Франце Лефорте. Остроумный и находчивый уроженец Женевы, состоявший на русской военной службе, познакомился с правителем в 1690 году. В звании генерал-майора командира 1-го Московского выборного полка Лефорт участвовал в создании новой царской армии и Азовских походах.
По его инициативе на территории нынешнего района Лефортово появились первые казармы, с которых началась история Новой Солдатской или, как ее еще называли, Лефортовской слободы. Поначалу здесь селились стрельцы и иностранные солдаты под командованием Лефорта. Об этой странице в истории района напоминают воспроизведенные военные мундиры того времени, которые можно увидеть в постоянной экспозиции.
Благодаря соседству с Лефортовским и еще двумя полками — Семеновским и Преображенским — здесь же было решено построить и первое в России государственное лечебное учреждение — военную гошпиталь. В музее хранится копия соответствующего приказа Петра I (документ был подписан 25 мая (5 июня) 1706 года), а также гравюры с изображением первого деревянного двухэтажного здания госпиталя с домовой церковью посередине. Рядом располагались первые в стране хирургическая школа и анатомический театр — последний, кстати, посещал и сам Петр I. Главным врачом был голландец Николай Бидлоо, личный доктор императора. Он руководил учреждением в течение почти 30 лет, живя неподалеку. Усадьбу и аптекарский огород, который он разбил, также можно разглядеть на гравюре. Лечебное учреждение действует до сих пор и сейчас это Главный военный клинический госпиталь имени Н.Н. Бурденко.
После того как в 1712–1714 годах столица России была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, район Лефортово стал терять свой военный облик. Постепенно здесь начали селиться ремесленники. Среди экспонатов, хранящихся в музее, есть вещи, изготовленные лефортовскими мастерами того времени: кованый подсвечник и ларец с потайным отделением.
В 1699 году по приказу Петра I был возведен знаменитый Лефортовский дворец для его соратника. После смерти Франца Лефорта император проводил в усадьбе торжественные мероприятия. Одним из них стала свадьба шута Филата Шанского, приближенного Петра. Следует пояснить: в те времена должность шута предполагала скорее обязанность быть в курсе всех придворных дел и сплетен, а не просто развлекать. Шанский блестяще справлялся со своей работой, и для его свадьбы Петр предложил провести экспериментальное торжество.
До этого в России мужчины и женщины отмечали праздники в разных помещениях — и свадьбы не были исключением. Свадьбу Шанского праздновали три дня, два из них мужчины и женщины провели по отдельности, а на третий Петр разрешил всем не только собраться в одном зале, но и нарядиться на европейский манер. Специально для этого высокопоставленные гости выписали себе из других стран костюмы, платья, фраки и парики. В 1702 году голландско-российский гравер Адриан Шхонебек создал несколько гравюр, на которых изобразил это торжество. Копию гравюры с изображением одного из первых дней свадьбы, когда мужчины веселились в длинных традиционных платьях, можно увидеть в постоянной экспозиции музея.
Представлены здесь и оригинальные изразцы из Лефортовского дворца. Они демонстрируют эволюцию изразцов в России: согласно русской традиции было принято делать обычные рельефные изразцы без покраски, но иностранцы учили местных мастеров делать разноцветные росписи.
Среди значимых строений Лефортова — Зимний и Летний Анненгофы. Это дворцы, где располагалась резиденция императрицы Анны Иоанновны. Роскошные здания в стиле барокко были возведены по проекту архитектора Бартоломео Растрелли. Впоследствии здесь любила бывать и Елизавета Петровна. На копии гравюры, созданной в 1744 году, можно увидеть, как выглядела церемония прибытия (в то время говорили «вшествия») Ее Императорского Величества в Анненгоф в 1742 году.
Позднее, в 1773-м, уже другая императрица, Екатерина II, повелела выстроить на месте Летнего дворца Екатерининский в стиле русского классицизма. Однако кое-что от Летнего Анненгофа все же осталось: у деревянного дворца были каменные колоннады, водосливы и балюстрады. Несколько их фрагментов, найденных археологами, бережно хранятся в музее и сегодня.
Во время пожара 1812 года, уничтожившего большинство деревянных построек Москвы, район Лефортово пострадал меньше всех. Об этом свидетельствует генеральный план города 1813 года, копию которого можно увидеть в музее. Тушью на нем обозначены сгоревшие дома.
В 1830-х началась индустриализация района. Уже к концу 1860-х появилась Московско-Курская железная дорога, а затем и обслуживавшие ее главные железнодорожные мастерские, где работали около тысячи человек. В 1929 году на базе мастерских был создан Московский вагоноремонтный завод имени Василия Войтовича.
До революции по железной дороге часто курсировал личный поезд-резиденция императора Николая II. Состав был довольно помпезно украшен — это можно понять по специально изготовленной резной двери. Сейчас дверь из императорского поезда вместе с барометром и фонарем проводника хранится в постоянной экспозиции Музея истории Лефортово.
Промышленность в районе развивалась стремительно. В 1883 году купец первой гильдии Юлий Гужон основал Товарищество Московского металлического завода. Спустя семь лет там появилась первая плавильная мартеновская печь, которая перерабатывала в сталь чугун и черные металлы. На предприятии делали металлоконструкции для мостов и зданий. Некоторые инструменты, использовавшиеся там, показаны в постоянной экспозиции. В 1922 году товарищество превратилось в завод «Серп и молот».
Франц Лефорт происходил из женевского рода Лефортов, имевшего свой герб, — его можно увидеть в музее. Предки сподвижника Петра I торговали товарами из Индии, поэтому на гербе изображены слон и пальма. Позже, когда семью причислили к аристократам, там появился рыцарский шлем.
В музее можно познакомиться не только с гербом Лефортов и его символикой, но и с общими принципами науки геральдики. На специальных занятиях «Геральдика для начинающих» сотрудники музея рассказывают, как и для чего появились гербы, а еще разбирают элементы гербов районов Москвы и объясняют, как на гербе Лефортова появился мундир, а на гербе Зябликова — птичка.
Гостям предлагают попробовать расшифровать тот или иной герб, а еще — придумать свой собственный. Рисунок может основываться на фамилии, месте жительства или других подробностях биографии — все зависит от фантазии. Можно воспользоваться часто встречающимися в гербах элементами, о которых рассказывают на занятиях. Чтобы поучаствовать в проекте, нужно подать заявку на электронную почту музея: [email protected] или по телефону: +7 495 360-77-86. В основном заявки поступают от школьных классов.
Помимо того, в Музее истории Лефортово дети могут отметить день рождения, получая новые знания в ходе игры-квеста. Ведущий расскажет о традициях, связанных с рождением ребенка в разных странах. В средневековой Голландии, например, было принято печь печенье, украшенное розовой или голубой глазурью, — в зависимости от пола младенца. Интересно, что в России изначально праздновали именины, дни рождения не отмечали — эта традиция пришла к нам из Европы.
Каждые выходные музей проводит сборные экскурсии для детей. На них рассказывают об истории района и реформах Петра I. В ходе экскурсии участникам выдается путевой лист, в котором есть несколько вопросов. Отвечать на них нужно, изучив экспонаты в зале.
Впрочем, во всех этих мероприятиях участвуют не только дети — очень часто к ним присоединяются и взрослые, которые хотят узнать что-то новое.