Из земли, воды и воздуха. Гид по царицынской выставке «Основные элементы»

11 июля 2022
Культура

В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Основные элементы», посвященная советскому авторскому декоративному искусству второй половины ХХ века. В 10 залах, расположенных в Хлебном доме, представлено около 400 предметов из фондов «Царицына» — произведений из керамики, стекла, металла и других материалов. О концепции выставки и самых интересных экспонатах mos.ru рассказала Ольга Докучаева, ее куратор.

Вечные темы

Коллекция произведений авторского декоративно-прикладного искусства 1960–1980-х годов очень важная часть собрания музея. Именно в это время отечественные художники, которые работали над образцами изделий для массового производства, начали создавать не просто вазы и гобелены, а объекты, сравнимые с живописью и скульптурой.

Это был период свободного творчества, имевшего государственную поддержку. Декоративное искусство не подвергалось цензуре — оно для этого было слишком абстрактно, — но работы создавали на определенные темы. Художники работали с базовыми понятиями, имевшими особый символизм в советском искусстве, — темами огня, воды, земли. Огонь ассоциировался с революцией, вода — с созданием гидроэлектростанций, земля — с крестьянским трудом. В то же время эти темы вечны: они связаны с разнообразными мифами, верованиями и религиями.

Эти основные элементы стали названиями разделов новой царицынской выставки. В каждом собраны произведения разных художников, работавших в разных техниках, — от гобеленов до металлических объектов, от скульптуры до изделий из цветного стекла. Они объединены общей темой. Как правило, работы бессюжетны — все внимание сконцентрировано на форме, материале, фактуре, цвете, хотя сами художники считали себя продолжателями классической традиции. Для них было важно создавать вещи, которые заставляют работать фантазию зрителя.

«Земля»

В работах советских художников темы земледелия, родной земли и ее богатств занимали особое место. Здесь советское воспевание труда встречается с мифологическим восприятием мира: издревле земля считалась срединным миром, созданным специально для людей, а глина — материалом, из которого сделан первый человек.

В зале «Земля» собрано много предметов из шамотной массы — материала, имеющего в составе огнеупорную глину. Для обжига изделий из него требуется очень высокая температура — около 1300 градусов. Полученные работы чаще всего покрывали эмалью и глазурью. Шамот был очень популярен у керамистов второй половины XX века. Один из таких экспонатов — пластическая композиция «Земля» Михаила Копылкова, члена группы художников-керамистов «Одна композиция», существовавшей в Санкт-Петербурге в 1970–1980-х. Героиня его работы — мать-земля, сама природа, будто бы пробуждающаяся ото сна.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Композицию «Камчатка» народный художник России один из лидеров московской школы керамики Валерий Малолетков создал после поездки на Дальний Восток. Как и многие другие художники того времени, Малолетков делал не обычные вещи, пригодные в быту, а декоративные предметы, не имеющие практической функции. Массивные остроконечные сосуды, напоминающие камчатские вулканы, он увенчал изящными фигурами чаек, а полусферы, похожие на сопки, — фигурками рыбаков.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Огонь», «Вода», «Воздух»

Стекольная масса — любимый материал той эпохи. Предметы, изготовленные из сульфидно-цинкового стекла, которое дает самые разные возможности при формовке, собрали в зале «Огонь». Один из основных экспонатов — «Слово о полку Игореве» Виктора Шевченко, заслуженного художника РСФСР, участника многочисленных международных выставок.

Его работа — пример того, насколько метафоричен и многозначен язык художников этого времени. Перед зрителями то ли шлемы, то ли церковные купола, будто пробитые ударами копий, забрызганные красным. Вопрос, что это — зловещие пятна крови или просто ярко-алые цветы, — оставлен для размышления зрителю.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Работа «Свежий ветер. Чайки» — классика керамического искусства — Натальи Богдановой очень выразительна и пластична. Пять крупных эффектных птиц, будто разгуливающих у самой воды, помогают на время забыть о городском зное и помечтать о морском побережье.

Другой пример произведения на тему воздуха — композиция «После дождя», созданная ювелиром-реформатором Владимиром Наумовым. В своем произведении из латуни, меди и эмали художник изобразил летний городской пейзаж: синее небо, проглядывающее сквозь уходящие вдаль облака, мокрую от дождя крышу. Носить такие крупные украшения необычной формы было бы довольно сложно, а вот любоваться ими можно очень долго. При этом композиция вовсе не выглядит тяжелой, в ней есть воздушная легкость.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Пространство — свет — цвет»

Цвет и свет тоже относятся к основным элементам, которыми пользовались советские представители декоративного искусства. Востребованной темой после знаменитого полета Юрия Гагарина в 1961 году стало освоение космоса. Космическое пространство будоражило фантазию авторов и вдохновляло на создание шедевров.

На выставке представлена ваза «Время, вперед!» Владимира Касаткина, с 1971 по 2016 год занимавшего пост главного художника Гусевского хрустального завода. Эту работу Касаткин создал еще до своего назначения. Ваза состоит из двух бело-красных стеклянных конусов с завихренным рисунком, хорошо передающим энергичное движение. Она создана в честь Октябрьской революции — таким образом, к движению отсылает не только абстрактный рисунок, но и вполне определенные исторические события. Ее название — цитата из пьесы Владимира Маяковского «Баня», чуть позже ставшая названием романа Валентина Катаева и сюиты Георгия Свиридова, написанной специально для его экранизации.

Фото М. Денисова. Mos.ru

С цветным стеклом великолепно работал и Владимир Муратов, создавший композицию «Экватор». Этот экспонат своего рода отсылка к дальним краям. Через яркие краски работы можно ощутить жар этих далеких и очень притягательных мест.

«Движение — статика»

Придавая героям динамичность или же оставляя их в статике, художники транслировали свои самые разные, в том числе и противоречивые, мысли и чувства. Движение и статика были среди основных средств выразительности.

Керамопластиковая композиция «Времена героев» латвийской художницы Изабеллы Кролле вызывает чувство стремительного движения. Перед нами головы лошадей с развевающимися гривами. Художница будто рассказывает историю: животные мчатся через поле к намеченной цели, сметая все на своем пути. Эта композиция, как и работа Владимира Касаткина, посвящена Октябрьской революции. В советское время было принято ассоциировать революцию с быстрым бегом коня, одним из древнейших образов в мире искусства.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Наполнены динамикой и «Дельфины» советского скульптора Альберта Балабина. Они выполнены из цветного стекла в гутной технике, предполагающей формовку изделия из расплавленной стекломассы вручную с помощью инструментов. Эти изящные фигурки из прозрачного синего стекла одни из самых заметных на выставке.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Работы «Одинокий стебель» и «…И другие стебли» эстонской художницы Лейды Ило привлекают внимание строгостью и математической выверенностью: тонкие стебли из латуни стоят на очень маленьких основаниях. Художница нашла такой баланс, что объекты кажутся живыми — будто вот-вот качнутся под дуновением ветерка.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«Живая материя»

Зал «Живая материя» — для работ с анималистическими и ботаническими мотивами, которыми очень часто вдохновлялись художники. Один из самых заметных здесь экспонатов — «Цветы» Анатолия Федоркова, художника завода «Неман», придумавшего метод декорирования изделий нитями сульфидного стекла.

«Цветы» — очень лиричная, изящная композиция, которая передает поэтичность первых весенних всходов, и одновременно одна из самых сложных из представленных на выставке. Работа над ней была очень трудоемкой. В дополнение к гутной автор использовал сложнейшую технику венецианской нити: к концу стекольной заготовки приваривались белые и цветные стеклянные палочки, которые помогали образовываться узорам внутри стекла, а не на его поверхности.

Источник: mos.ru
Локации

Поделиться
Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

МОСТЫ

Тайны Живописного моста

Ближайшие события

«Римская мозаика» в Московском государственном музее С.А. Есенина

8 июня29 декабря
175₽ - Для взрослых

Основная экспозиция Музея космонавтики

23 сентября 202131 декабря 2025


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies