В апреле в музее «Садовое кольцо» открылись выставки «Чаепитие в Мещанской слободе» и «Московская привычка». Обе дают представление о том, как купцы XIX века, жившие в одном из старейших районов города, пили чай, какой посудой пользовались и каких правил придерживались. Среди экспонатов — предметы из фондов музея, а также частного собрания коллекционера Дмитрия Рогова.
О том, как заморский напиток обрел популярность у москвичей и как вокруг чая в Москве сформировалась особая культура, рассказывает Анна Морозкина, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея.
Впервые чай появился в России в 1638 году, когда русский посол Василий Старков привез его царю Михаилу Федоровичу. Странная сушеная трава, которая поначалу не произвела ни на кого никакого впечатления, была подарком монгольского Алтын-хана. Вернее, восточный правитель настоял на обмене: чуть больше 60 килограммов чая — на соболиные меха. Михаил Федорович скептически отнесся к этой сделке, но потом, когда попробовал заваренный напиток, ничуть о ней не пожалел. Правда, когда этот чай закончился, о нем в Москве на долгое время забыли.
Вновь о напитке заговорили позже, примерно через 30–40 лет, когда чай уже начали завозить из Китая и его можно было купить на ярмарке, правда, по безумно высокой цене. Еще позже, в 1728 году, на российской границе выстроили торговую слободу Кяхту, через которую китайцы регулярно привозили ароматные листья на продажу.
Популяризатором чаепития в России считается купец Алексей Перлов, который в 1787-м открыл в Верхних торговых рядах чайную лавку. В это время чай был доступен только богачам, и предприниматель решил удешевить его. Для этого он отказался от услуг посредников и открыл в Кяхте свою контору по закупке чая. В дальнейшем его сыновья Василий, Иван и Михаил продолжили дело. Кроме того, они активно боролись с подделками и добились принятия закона, согласно которому торговцы могли продавать чай только в пачках с указанием фирмы и даты упаковки.
В 1887 году Перловы отпраздновали 100-летие торговли чаем. Император Александр III пожаловал им дворянский титул. Кроме них, на чайном поприще трудились и другие купцы, среди которых Дмитрий Расторгуев.
К середине XIX века чай превратился в национальный напиток, а Москва стала его столицей. Интересно, что в Санкт-Петербурге, который в то время был главным городом России, больше любили кофе. Для москвичей же чаепитие было совершенно особенным процессом. Писатель Александр Вьюрков так говорил в рассказе «Друг семьи»:
«Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером, пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и просто так… Если москвич, выпив десяток стаканов, отстранял стакан в сторону, это не означало еще, что он напился: так он делал передышку. А вот когда он опрокинул стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил — это означало, что с чаепитием покончено, и никакие уговоры не помогут…»
Купцы, жившие в Мещанской слободе, действительно могли проводить за чаепитием долгие часы. Наслаждались напитком неспешно, закусывали мармеладом, печеньем, мочеными яблоками, пирогами с разными начинками. Любили также конфеты монпансье — жестяную коробочку из-под лакомства начала XX века можно увидеть на выставке.
На блины, которые тоже подавали к чайному столу, намазывали икру. Ее чаще всего продавали в красивых фаянсовых баночках, покрытых эмалью. Одна из таких емкостей (начало XX века, «Торговый дом Алексея Колганова сыновья») представлена в музее.
В заварку часто добавляли сушеные яблоки, вишню, чабрец, шиповник. Многие любили пить чай с молоком, а еще вприкуску с арбузом. Вспомните картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»: в центре богатого стола, за которым сидит героиня, пламенеют ломти большого арбуза.
На картине Кустодиева стол накрыт празднично, с изяществом и вкусом. Но в реальности так было не всегда. Чаепитие у представителей купеческого сословия часто проходило в достаточно простой и свободной обстановке, чего не скажешь о дворянах, придерживавшихся английских традиций. Купцов не сильно заботила эстетическая сторона вопроса — например, молоко на стол могли запросто поставить прямо в крынке, забыв о молочниках. Одну из таких глиняных крынок конца XIX — начала XX века можно увидеть в музее. Дорогие сервизы на купеческом столе стояли рядом с дешевыми. Сахарница с отбитой ручкой — обычное дело, на такое никто не обращал внимания.
С ростом популярности чая появился и огромный спрос на чайную посуду, особенно фарфоровую, — тут несомненным лидером было «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова». Конкурентом этого предприятия был разве что только Императорский фарфоровый завод.
Из фарфоровых чашек любили пить чай женщины. Мужчинам же подавали напиток в стаканах, вставленных в подстаканники. Чтобы охладить чай, его наливали в блюдце, дули на него и пили небольшими глотками. Кстати, прихлебывать, издавая при этом звуки, было в порядке вещей и даже считалось хорошим тоном — значит, чай вкусный. На выставке можно увидеть расписное с золочением блюдце начала ХХ века, а также различные кофейники, бульонницы, ложечки для варенья. Большая часть представленной посуды создана в Товариществе Кузнецова.
Выпить чаю можно было не только дома. Во время царствования Александра II стали массово открываться чайные заведения. Их владельцы платили минимальный налог, так как выполняли важную миссию — с помощью чая государство боролось со злоупотреблением алкогольными напитками. Городской житель мог подобрать заведение на свой вкус и кошелек.
Если обычный московский трактир включал в меню чай, то он становился очень популярным. Завсегдатай мог отказаться от угощения, рюмки чего-то покрепче, но от чая — никогда. В трактирах, кстати, за стаканом крепкого ароматного напитка проходили деловые встречи. Например, был очень известен «Орел» на Сухаревской площади. Там в основном встречались торговцы антиквариатом.
С середины XIX века в Москве стало модным устраивать чаепития в парках. Торговцев обязывали держать свои самовары, посуду и прочую утварь в идеальной чистоте. К чаю подавали молоко и сладости.
Обязательным атрибутом чаепития был самовар. Простенький имелся даже в самой бедной московской семье. Фраза «даже самовара нет» означала, что люди живут в настоящей нищете.
В Москве самовары производили на фабриках Матисена, Петра Севрюгина, Ивана Пекина и других. Их делали из меди, латуни и покрывали серебром или никелем. Самоварам придавали различные формы: овальные, круглые и даже квадратные, украшали замысловатыми узорами. Ручки часто выполняли из слоновой кости. Впрочем, по функционалу они ничем не отличались от самоваров попроще, которые в том числе делали в Туле — столице самоварного дела.
На выставке в музее «Садовое кольцо» представлено более 30 самоваров (1825–1900 годов), все они принадлежат известному коллекционеру Дмитрию Рогову. Гости также могут увидеть чайные натюрморты московской художницы Людмилы Титовой.