Нынешний «Старший сын» в Московском театре Олега Табакова — уже третий: одноименную пьесу Александра Вампилова ставили здесь в 2008 и 2020 годах. О том, чем новая версия отличается от предыдущих, как выглядит спектакль и о многом другом, — в материале mos.ru.
Поздним промозглым вечером двое студентов, Владимир Бусыгин и Семен Севостьянов по прозвищу Сильва, попадают в непростую ситуацию: оказываются вдали от своего города, на станции, где никого не знают. Последняя электричка ушла, и юноши, чтобы не замерзнуть, решают попытать счастья — напроситься на ночлег к кому-нибудь из местных жителей. Получая отказ за отказом, они почти опускают руки, но в конце концов им улыбается удача.
Дом, в который они попадают, принадлежит скромному музыканту Андрею Сарафанову. Он живет с дочерью Ниной и сыном Васей, жена давным-давно оставила семью. Опасаясь, что их все-таки выгонят ночью на улицу, молодые люди заявляют, что Бусыгин на самом деле старший сын хозяина (а мать — женщина, которую Сарафанов любил когда-то в молодости). Обман запускает механизм, который героям будет очень сложно остановить.
Для режиссера Алены Лаптевой «Старший сын» в первую очередь о том, как важно сопереживать окружающим.
Можем ли мы сегодня принять человека с улицы так же, как близкого? Можем ли мы открыть сердце настолько, чтобы он действительно таковым стал? Для меня история именно об этом
В ее версии действие происходит в конце 1960-х — как и задумывал автор. Пространство сцены представляет собой сельскую улицу, на ней — два дома, один из которых принадлежит Сарафановым. Обстановка внутри самая скромная: видавшая виды мебель, потрепанные обои, старомодные абажуры. Несмотря на это, гостям здесь уютно: пахнет приготовленным Ниной борщом, а за накрытым столом ее отец готов до утра рассказывать байки из своей молодости.
Сюжет, соединяющий драму и комедию, знаком многим: в 1976 году на экраны вышел фильм «Старший сын», снятый по этой пьесе. Главные роли исполнили Евгений Леонов и Николай Караченцов. Заслуженный артист России Виталий Егоров (Сарафанов в новом спектакле) признался, что образ, созданный Евгением Павловичем, поначалу довлел над ним.
Мне показалось странным предложение сыграть Сарафанова. Но когда мы начали репетировать, я понял, что это произошло очень своевременно. Для меня мой герой — воплощение семьи и любви. Он безнадежно любящий отец, преданный и верный. И в целом это история про любовь
Вместе с тем Сарафанов, по его мнению, персонаж очень сложный. С одной стороны, он старается дать детям все, чего их лишила сбежавшая мать, — герой очень хочет, чтобы они росли открытыми, искренними, умели находить поддержку в семье. При этом сам он долгое время боится признаться, что уже давно не работает в филармонии, а исполняет музыку на похоронах и вдобавок пишет ораторию, которую, возможно, так никому и не покажет. Виталий Егоров рассказал, что его любимая сцена в спектакле — финальная: «В ней Сарафанов по-настоящему открытый и искренний».
Однако Нина (Наталья Попова) понимает гораздо больше, чем думает отец, и произносит очень важный монолог. Эту сцену Алена Лаптева взяла из другой редакции пьесы Вампилова, в предыдущих версиях спектакля ее не было. В Театре Олега Табакова «Старшего сына» впервые поставил Константин Богомолов — это было в 2008 году. В 2020-м — после того, как этот спектакль ушел с афиш, — Алена Лаптева обратилась к истории в первый раз. «Старший сын» продержался в репертуаре полтора года, затем наступил перерыв — до 2024-го, когда его решили вернуть на сцену. Постановкой снова занялась Алена Лаптева.
Еще один неоднозначный персонаж — тот самый «блудный сын» Бусыгин. Артур Касимов, сыгравший главную роль, отмечает: герой на самом деле очень напоминает его самого.
Я тоже рос без отца, как и Бусыгин, поэтому понимаю какие-то моменты в его поведении — например, из-за чего он так поступает и почему так быстро проникается симпатией к Сарафанову. Бусыгин становится ему настоящим сыном, берет ответственность даже за детей Сарафанова, которых действительно начинает воспринимать как брата и сестру
Например, «сестру» Нину Бусыгин предостерегает от замужества, которое не сулит ничего хорошего, а «брату» Васе помогает справиться с неразделенной любовью к соседке.
Спектакль можно увидеть 21 декабря, а также 11 и 25 января. Показы проходят в «Современнике»: сцена Театра Олега Табакова на Сухаревской площади пока закрыта на ремонт.
Кубок «Москва – на волне»
«Московская A Cappella». Победители 2024