Усадьба Хрущевых — Селезневых на Пречистенке сменила множество хозяев, была разрушена во время пожара 1812 года и вскоре отстроена вновь. В разное время здесь находились коммунальные квартиры, детский приют, Музей игрушки. Сегодня, как и два с лишним века назад, это величавое здание в стиле ампир остается одним из главных украшений района Хамовники.
История участка, на котором сегодня располагается Государственный музей А.С. Пушкина, известна еще с середины XVIII века. Первым хозяином, чье имя появляется в документах, был Степан Зиновьев, обер-президент Главного магистрата. Позже участок унаследовал его брат. В 1798-м его приобрел камергер Василий Васильчиков, но ненадолго. В том же году место приглянулось князю Федору Барятинскому, который решил во что бы то ни стало его заполучить. Вскоре Васильчиков и Барятинский ударили по рукам.
Федор Сергеевич сделал при дворе в Петербурге блестящую карьеру, способствовал воцарению Екатерины II. Павел I, который пришел к власти после смерти матери и весь короткий период своего царствования боровшийся с установленными ею порядками, выслал Барятинского из столицы. Князь уехал в Москву, где решил обосноваться на Пречистенке.
Согласно документам 1806 года на участке располагались длинное двухэтажное каменное здание, деревянный дом с каменным подклетом (нижним нежилым этажом) и другие небольшие постройки. В таком виде усадьба сохранялась до 1812 года. Пожар, бушевавший в Москве несколько дней во время французской оккупации, почти ничего не оставил от строений.
Барятинский умер в 1814 году, и его наследница продала участок приятелю Федора Сергеевича — Александру Хрущеву, отставному гвардии прапорщику. Доблестная служба в армии, оставшаяся позади, позволила ему прожить остаток жизни, ни в чем не нуждаясь. В усадьбе Хрущев планировал жить со своей большой семьей, в которой воспитывалось 14 детей, но сначала здесь нужно было все перестроить.
Старый подклет был снесен, и на этом месте появился большой особняк в стиле ампир. Стиль, следовавший традициям императорского Рима, был в то время на пике моды. К дому примыкали террасы с коваными ограждениями. Из-за углового расположения дом получил два фасада — оба были оформлены как парадные. Фасад, выходящий в Хрущевский переулок, украсил восьмиколонный портик ионического ордера (с капителью, украшенной двумя симметричными завитками — волютами). На фасаде со стороны Пречистенки появились шесть колонн того же ордера, а также мезонин с балконом и скульптурный барельеф, выполненный по проекту Гавриила Замараева. Все элементы сохранились до наших дней.
Вероятнее всего, над проектом трудились архитекторы Доменико Жилярди и Афанасий Григорьев. Этот дуэт был известен тем, что восстанавливал пострадавшие в пожаре здания. Они поработали над многими городскими усадьбами, Екатерининским институтом, помещением Опекунского совета и многим другим.
В 1816 году обновленная усадьба распахнула свои двери. Здесь постоянно устраивали светские приемы. У Хрущевых было много друзей и знакомых, поэтому не исключено, что однажды на званый обед или бал мог заглянуть и Александр Сергеевич Пушкин. Но документальных подтверждений этого предположения нет.
Александр Хрущев умер в 1842 году. Наследники продали участок вместе со всеми постройками Алексею Рудакову — купцу из Верховажья, занимающемуся продажей чая. Рудаков собирался переезжать в Москву и присматривал себе дом.
«Москва, утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях: промышленность, сильно покровительствуемая, в ней оживилась и развилась с необыкновенною силою. Купечество богатеет и начинает селиться в палатах, покидаемых дворянством», — писал о тех временах Александр Пушкин.
Рудаков никак не изменил усадьбу, оставив все так, как было при Хрущеве. Позднее, в 1860-х годах, усадьбу приобрел дворянин, штабс-капитан Дмитрий Селезнев. Он также не стал вмешиваться во внешний облик усадьбы за двумя исключениями: пристроил зимний сад и поместил свой герб на фронтоне фасада, выходящего на Пречистенку. «Дом со всею обстановкой поддерживается в том же виде, как был при Хрущевых; даже старинные картины не переменили своих мест», — писал в своей книге «Из прошлого Москвы. Записки старожила» офицер мемуарист Дмитрий Никифоров.
После смерти Дмитрия Степановича в 1906 году хозяйкой дома стала его дочь Екатерина Матвеева. Жить там она не стала — передала усадьбу московскому дворянству на благотворительные нужды. Оценивалось имение в 800 тысяч рублей. Там организовали школу-интернат, названную в честь родителей Екатерины. Приют находился в парадной части, флигель и хозяйственные постройки сдавались в аренду. В подвале хранили вино, в мезонине снимала комнаты фельдшерица, также в усадьбе были зонтичная мастерская и парикмахерская.
Революция 1917 года изменила все. Главный дом отдали Музею игрушки, а остальные строения использовали как коммунальные квартиры. В таком виде усадьба просуществовала вплоть до 1940 года. Тогда ее передали Государственному литературному музею, чтобы создать постоянную экспозицию, посвященную Владимиру Маяковскому. Но этой идее по разным причинам так и не суждено было воплотиться.
После войны усадьбу заняло Министерство иностранных дел, а потом снова Государственный литературный музей, Институт востоковедения Академии наук СССР, Институт славяноведения Академии наук СССР. Музей А.С. Пушкина обосновался тут только в 1957-м, когда вышел указ о его создании. В 1996 году в здании прошла масштабная реставрация. Здесь заменили все инженерные коммуникации, обустроили рекреационную зону, застеклили усадебный двор.
Сегодня в музее находятся постоянные экспозиции — «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина». Здесь есть читальный, концертный, выставочные залы. В открытых хранениях музея можно найти редкие коллекционные книги, уникальные генеалогические материалы. Также в музее хранятся коллекции живописи, графики, эстампа, скульптуры, мебели, а также предметов из фарфора, бронзы, керамики, принадлежавших когда-то дворянским семьям.
Музей имеет несколько филиалов — это Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате, Дом-музей И.С. Тургенева на Остоженке, Дом-музей В.Л. Пушкина на Старой Басманной и выставочные залы в Денежном переулке. Каждое из зданий, в которых располагаются филиалы музея, имеет свою историю. О них — в следующих выпусках рубрики «История музейных зданий».